Вопрос №166:
Мы с женой разводились три раза, но она захотела снова вернуться ко мне. Известно, что после трехкратного развода вернуть ее я смогу в том случае, если она выйдет замуж за другого и затем разведется с ним. Таким образом она вышла замуж за одного брата и на следующий день после близости попросила у него хуля’ (развод по инициативе жены), а после ‘идда я снова женился на ней. Об этом деянии знали я и она, но тот брат, за которого она вышла, не знал обо всем этом. Является ли наш брак действительным?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Подобная ситуация близка к тому, что правоведы называют «никях аль-мухаллиль», — это один из видов запретного никяха, когда трижды разведенная женщина выходит замуж, заранее договорившись, что сразу же разведется, для того чтобы вернуться к первому мужу. Такой никях запретен, по единогласному мнению ученых, а возврат женщины к первому мужу — недействителен. Также передается, что Пророк ﷺ назвал такого мужчину «арендуемым животным»[1]. Нет сомнения, что это низко для каждого мужчины — быть использованным с его согласия.
Однако в том случае, когда женщина хочет вернуться к бывшему мужу после их трехкратного развода, в связи с чем выходит замуж за другого, который не знает о ее замысле, а, напротив, думает, что она хочет создать с ним семью, но знает об этом ее первый муж, — в этом вопросе ученые разногласят. Мнение большинства из них, которое является сильным, гласит, что если второй муж не знал об этом и дал ей развод по ее требованию, после чего она вернулась к первому мужу, то такой никях действительный. В пользу этого мнения они приводят два довода.
Первый: хадис, передаваемый имамами Бухари и Муслимом, да помилует их Аллах, в котором говорится, что жена Рифа’а, да будет доволен ими Аллах, которая была с ним разведена окончательно, вышла замуж за другого с тем намерением, что хотела вернуться обратно к Рифа’а. И тогда Пророк ﷺ сказал ей:
«Ты не можешь вернуться к Рифа’а, пока у вас не будет близости со вторым мужем».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 2639, т. 3, с. 168; Сахих Муслима, хадис № 1433, т. 4, с. 154.
Из данного хадиса понятно, что второй муж не знает о намерении женщины, что делает такой никях действительным.
Второй: развод в Шариате — в руках мужа, а не жены. Поэтому даже после того, как узнает о ее намерении, он имеет полное право не дать ей развод, сказав: «Нет, ты останешься моей женой, так как я выше того, чтобы меня использовали в подобных делах. Я не приемлю этого, и ты будешь моей женой, пока я сам не захочу с тобой развестись». Это право мужа, и женщине не дозволяется ослушаться его, стеснять в каких-то обязанностях, вести себя неправильно и неблагородно в этой семье. Она должна жить с этим мужем так же, как жила с тем, за которого вышла по собственному желанию.
Таким образом, наиболее сильное мнение, и это мнение большинства ученых, заключается в том, что подобное намерение женщины является дозволенным, что не делает данный никях как «аль-мухаллиль», но в то же время должна быть близость, и этот муж имеет полное право не давать ей развод, оставив своей женой.
А Аллаху ведомо лучше.