Ответы на вопросы

Об этике задающего вопросы

Вопрос № 187:
«Некоторые братья из числа требующих знания раздражаются, если задаешь им часто вопросы. Видимо, некоторые из них им кажутся глупыми, но для задающего, который не имеет глубоких знаний, этот вопрос может казаться серьезным. Сделайте, пожалуйста, наставление на этот счет».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Наставление, которое здесь необходимо упомянуть, касается тех, кто спрашивает, и тех, у кого спрашивают.

В отношении тех, кто спрашивает, можно сказать следующее.

Передается в достоверном хадисе со слов аль-Мугъиры ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний не желает, чтобы вы занимались передачей того, что говорят люди, обращались со множеством вопросов и расточали свое имущество».

— Сахих Аль-Бухари, хадис № 1477, т. 2, с. 124; Сахих Муслима, хадис № 593, т. 5, с. 130[1].

Сподвижники радовались, когда приходил кто-нибудь из пустыни и задавал умные вопросы. Им было запрещено спрашивать, кроме как при крайней необходимости. Поэтому огромное количество вопросов — это то, что не подобает мусульманам.

Мы знаем, что во времена Пророка ﷺ люди брали у него основные знания о столпах Ислама и Имана. Они жили возле него несколько дней и учились, а потом отправлялись к своим племенам и обучали их тому, что они узнавали. Если у них возникали вопросы, то они приезжали к Пророку ﷺ раз в два-три месяца и задавали конкретные, необходимые, важные вопросы, но не отвлекали его какими-то простыми вопросами, которые и так понятны. У многих мусульман сегодня есть возможность открыть Коран или хадисы Пророка ﷺ и спокойно найти ответ на свой вопрос. Тех возможностей, которые сейчас есть у мусульман в отношении знаний, никогда не было. Поэтому нет необходимости спрашивать о простейших вопросах кого-то, если они ясны или ответ на них можно легко найти.

Бывает так, что спрашивающий формулирует свой вопрос таким образом, что на него бывает невозможно ответить, кроме как одним ответом. Любому человеку задай этот вопрос, и он ответит либо «да», либо «нет». Это говорит о том, что спрашивающий не до конца честен, когда задает вопрос. Он должен быть справедливым и упоминать все нюансы ситуации, все «за» и «против», а не только то, что приведет его к желаемому ответу.

Порой бывают вопросы, которые касаются тяжб между людьми, и их нельзя разбирать без того, чтобы не выслушать все стороны конфликта. У кого-то проблема заключается в имуществе, в семье, либо касается чести или даже крови, — такие вопросы обсуждаются исключительно в присутствии всех участников проблемы. Нельзя, чтобы одна сторона высказывала свое мнение, желая, чтобы дали ей ответ, не обращая внимания на позицию другой стороны. Это является неприемлемым.

Также они должны учитывать время: подходит ли оно для этого вопроса или нет? Некоторые люди торопят с ответом. Например, вопросы, на которые надо срочно найти ответ, если человек умирает и оставляет завещание; женщина, у которой схватки или роды, и она не знает, делать намаз или нет, и подобные. Однако большинство вопросов не являются срочными, и из-за того, что сегодня тебе на него не ответят, ничего не изменится.

Некоторые люди, к великому сожалению, не понимают, что те братья, которые отвечают на вопросы, делают это добровольно, тратя свое личное время. Они — не сотрудники какой-то правительственной структуры или организации, которые сидят в офисе, отвечая на поступающие вопросы. Большая часть этих братьев, которые хотят помочь мусульманам, занимается другими делами: кто-то работает, а кто-то учится. Однако они открыли эти двери, чтобы помочь мусульманам. Задающему вопрос нужно это учитывать.

Если человек не отвечает на какой-то вопрос, то надо найти ему оправдание. Может быть, он не заметил его, или его задали не в то время, или его поторопили, или он просто забыл. Возможно, он ведет личный блог, где подобные вопросы он уже разъяснял не раз, однако вы не обратили на них внимание. Может, он специально не отвечает, чтобы вы немножко потрудились и поискали на его канале нужный ответ. Некоторые мусульмане не обращают на это внимание.

Также нужно смотреть на местность, откуда задается вопрос. Человек, который отвечает, должен примерно понимать положение этого места. Если отвечающий из Египта, то он не может решать вопросы, которые происходят в Австралии, потому что там своя реальность, свои детали, которые могут влиять на ответ. Исключением являются основные шариатские постановления, которые касаются харама и халяла.

Также надо смотреть на сам вопрос, его постановку. Бывает, что его задают таким образом, что ответ на него уже говорит о том, что это халяль. Тот же вопрос можно задать немного другим образом, что, можно сказать, очевидно, что это харам. От постановки вопроса, даже от запятой, может зависеть разница в ответе.

В отношении же тех, которые отвечают на вопросы, можно сказать следующее.

Мы должны понимать, что сегодня в умме огромное количество мусульман, а людей, которые имеют шариатские знания, критически не хватает. Особенно в русскоязычной среде. Даже в арабской среде не хватает знающих, что же говорить о русскоязычной части нашей уммы! Если раньше к имаму Малику, да помилует его Аллах, приезжал человек издалека и задавал сорок вопросов, то сегодня в день к нам приходит более сорока вопросов. Поэтому надо понимать и учитывать, что сейчас мусульман намного больше, чем было раньше, а знающих намного меньше.

И да поможет всем Аллах.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.