Вопрос № 143:
«Расскажите про адабы того, как нужно задавать вопросы».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Известно, что в нашей религии все является ясным и понятным. Нет никаких скрытых знаний, непонятных убеждений, философии и тому подобного. Эти знания, которые ниспослал Всевышний Аллах людям через своих посланников, обращены ко всем без исключения. Однако люди обладают разными степенями в понимании этих знаний. Поэтому тот, кто хочет получить какие-то знания, задает вопросы, а отвечающий же исходит из уровня спрашивающего: его понимания и того, как он будет действовать на основе этих знаний.
Что же касается вопросов, задаваемых людьми, то следует изучить их, исходя из нескольких областей.
Первая область: намерение человека, или с какой целью задается вопрос. Это очень важно, так как некоторые люди, задающие вопрос, имеют неправильные намерения, чтобы либо показать свою компетентность в чем-либо; либо показать людям, что тема его серьезная; либо дать понять, что он обладает благами; или же хочет высказать жалобу на кого-то и т. п. Однако правильное намерение заключается в том, чтобы познать что-то из религии и приобрести тем самым пользу для этого мира и следующего.
Вторая область: о чем этот вопрос, его суть. Известно, что есть вопросы, которые запрещается задавать.
Приведем пример, который известен каждому. Сказал Всевышний:
الرَّحْمَٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ
«Всемилостивый вознесся над Троном».
[Сура «Та-ха», аят 5]
Однажды один человек обратился к имаму Малику, да помилует его Аллах, по поводу данного аята, спросив: «Как Он вознесся?» На что имам Малик разгневался и ответил ему:
«Вознесение — известно. Как Он вознесся — нам не известно. Верить в это — обязательно, и спрашивать об этом является нововведением (т. е. запретным). Изгоните этого человека! Поистине, я вижу, что он нововведенец!»
— Маджму’ аль-Фатауа Ибн Таймийя, т. 3, с. 25.
Из данной истории очевидно, что человек не имеет права задавать подобные вопросы.
Также нельзя спрашивать о том, что является секретом, т. е. аманатом, или не касается спрашивающего: про чужие семейные дела; про то, как воспитывают детей в такой-то семье, и т. д. Поэтому необходимо смотреть на сам вопрос со стороны — имеет ли право человек его задавать или нет.
Третья область: время, когда задается вопрос.
Данная область делится на две категории:
— первая категория относится к спрашивающему. Если вопрос из области фантазии и этого нет в действительности, то праведные предшественники запрещали задавать подобные вопросы и говорили: «Приходи тогда, когда это произойдет». То есть приходи тогда, когда это будет иметь место и ты будешь нуждаться в ответах, и не стоит придумывать и отвлекать людей своими вопросами.
Также из этой категории то, что некоторые люди задают вопрос после того, как уже совершают деяние, что также является ошибкой. Если человек не знает, как ему поступить в соответствии с Исламом, то ему необходимо спросить об этом у знающих людей перед совершением какого-либо деяния. Однако большая часть мусульман сначала делает, а потом спрашивает о том, что они уже сделали и как это исправить. Если же человек совершил дело по незнанию, думая, что это правильно, то в таком случае вопрос может быть задан после совершения деяния, в виде исключения;
— вторая категория относится к отвечающему на вопрос. Нужно помнить, что отвечающий на ваш вопрос — тоже человек, и у него есть личные обязательства. Он не сидит двадцать четыре часа в сутки, отвечая только на одни вопросы. Поэтому торопить его, ругаться и нервничать не следует. Надо проявлять терпение, ведь он не всегда сразу может дать ответ на заданный вопрос, как того хочет спрашивающий.
Четвертая область: кого следует спрашивать.
Говорит Всевышний Аллах в Коране:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Спрашивайте людей знания, если вы не знаете».
[Сура «ан-Нахль», аят 43]
Далеко не каждый, кто сегодня заявляет о своей готовности отвечать на вопросы, достоин этого. Не каждый имеет право брать на себя такую ответственность. Это религия Аллаха, Господа Миров, а не то, что человек придумал либо умозаключил или ему приснилось. Человек либо знает эту религию и способен ответить на вопросы, либо он не знает ее и не способен сделать это.
Поэтому вы должны знать тех людей, которых спрашиваете, и быть уверенными, что они обладают теми достоинствами, которые мы часто упоминаем. Как говорят ученые: «Не следуют фетве человека, кроме как если он добавил к своим знаниям набожность, скромность и щепетильность». Если человек отвечает этим условиям, то спрашивайте его о вопросах Шариата.
Пятая область: о том, как построить вопрос. Часто люди, задающие вопрос, не могут правильно его сформулировать. Сам спрашивающий понимает свой вопрос, так как он исходит от него. Однако тот, кому его задают, может понять его только на основе того, что перед ним из текста. Поэтому спрашивающий должен правильно сформулировать свой вопрос: из понятных предложений с правильной пунктуацией; без орфографических ошибок и избегая лишних ненужных деталей. В случае, если вопрос будет ясным и правильным, ответ на него тоже будет соответствующим.
Повторим вкратце то, о чем упомянули выше:
- первая область — намерение: для чего человек задает вопрос;
- вторая область — является ли вопрос дозволенным;
- третья область — время, когда задается вопрос. Для спрашивающего — чтобы его вопрос не был фантазией и чтобы вопрос был задан не после совершения действия, а именно перед этим. По отношению к отвечающему — человеку следует терпеливо ожидать ответ, имея в виду и то, что отвечающий может быть отвлечен разными жизненными обстоятельствами;
- четвертая область — кому следует задавать вопрос, то есть отвечающий должен иметь право отвечать на вопросы;
- пятая область — как следует задавать вопрос, то есть вопрос должен быть ясным, а также грамотно оформлен, чтобы он был понят так, как необходимо.
Были упомянуты основные темы, относящиеся к тому, как задавать вопросы. Это важно, ведь мы всегда всему учимся, и даже учение об этике задающего вопрос заслуживает должного внимания и обучения.
А Аллаху ведомо лучше.