Про тех мусульман, которые только и делают, что обсуждают ученых и правителей
Вопрос № 221:
«В нашей местности почти на любом сборе братьев, будь то свадьба, ‘акъика или что-либо другое, обсуждается ряд вопросов, касающихся правителей стран мусульман и их положения, ученых этих стран, всемирной политики и т. д. На замечание типа «хватит обсуждать такие вопросы» и на просьбы оставить их, а также при защите ученых этих стран человека сразу же обзывают «мурджиитом, мадхалитом» и т. п. Хотелось бы услышать от Вас наставление по этому поводу, да хранит Вас Аллах».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Вопрос делится на два главных тезиса — то, что разговаривают об ученых, и то, что разговаривают о правителях.
Что касается ученых, то Всевышний Аллах говорит в Своей Книге:
إِنَّمَا يَخۡشَى ٱللَّهَ مِنۡ عِبَادِهِ ٱلۡعُلَمَٰٓؤُاْۗ
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием».
[сура «Фатыр», 28 аят]
Тем совершенным страхом, тем совершенным уровнем богобоязненности обладают из рабов Всевышнего только ученые.
Люди, которые говорят о них плохо, несут клевету, ложь, то, о чем не знают, — не воспитывались так, как полагается воспитываться мусульманину, потому что ученые этой Уммы — те, кому мы обязаны следовать до тех пор, пока они следуют Корану и Сунне. Те же люди, которые противоречат Корану и Сунне, не являются учеными, кто бы их ни рекламировал, кто бы ни продвигал их имена. Однако те из людей, которые следуют Корану и Сунне, живут на этом, обучают и воспитывают на основе этого людей, являются учеными этой Уммы. Говорить о них плохо, высказываться о них в негативном контексте, — неприемлемо. Такое делает только невежественный человек или же тот, у кого злые умыслы, как, например, нововведенцы и им подобные. С подобными людьми не следует вести общение, если они не понимают с одного или с двух раз, и надо отдаляться от них.
Это не говорит о том, что ученые не имеют ошибок. У ученых бывают ошибки, но они по сравнению с той степенью блага, которые доносят до людей, полностью теряются, как сказал Пророк ﷺ:
«Если наджаса попала в большое количество воды, то эта вода не портится».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 63, т. 1, с. 43; Сунан ат-Тирмизи, хадис № 67, т. 1, с. 109; Сунан ан-Насаи, хадис № 52, т. 1, с. 46; Сунан Ибн Маджа, хадис № 517, т. 1, с. 418.
То же самое происходит и с ошибками у ученых. Если у них есть какие-то небольшие ошибки, это, однозначно, не портит и не нарушает все, что они сделали для Ислама и для мусульман.
Здесь вспоминается история, которую я прочитал несколько лет назад в книге имама аш-Шаукани, да помилует его Аллах, когда он упомянул одного из ученых, вошедших к одному из правителей. Этот правитель был тираном и хотел казнить человека. Этот имам сказал правителю наедине: «Он не сделал того, чтобы его казнить, отпусти его». На что правитель ответил: «Я отпущу его с условием, что ты выйдешь на площадь и сам накажешь его плетьми, только тогда мы избавим его от смертной казни». Чтобы спасти этого человека, ученый на самом деле вышел и сделал то, что было сказано правителем, дабы избавить человека от казни. Что люди говорили? Они говорили: «Смотрите какой ученый, он следует правителю-тирану, наказывает людей даже своей рукой!» Хотя на самом деле этот ученый защитил его от смерти, но об этом знал только Аллах. Только потом, после смерти этого ученого, об этом узнали люди.
Необходимо осознавать, что, возможно, мы видим в словах ученых или в их каких-то действиях то, что нам не нравится. Но если мы доверяем этим людям, если они следуют Корану и Сунне, если они всей своей жизнью показали это следование и приверженность, и то, что они ради Ислама потратили свои годы, свое время, свое имущество, все свои умственные способности, — тогда почему мы не даем им оправдание в их ошибках? Почему мы не говорим: «Возможно, есть что-то, чего мы не знаем, возможно, эти слова имеют другое значение, возможно, это действие имело такую-то ситуацию, которая не имела другого выхода, кроме этого действия», — так мы должны обращаться к нашим ученым, так мы должны вести с ними наши дела и наши отношения.
Это было то, что касается ученых, а теперь упомянем поучительную историю, которая касается правителей.
Один брат ехал через несколько европейских стран, давал лекции, некоторые семинары, встречался с мусульманами, и была одна небольшая страна, через которую он ехал, но не собирался в ней останавливаться. Там были мусульмане, которые позвонили и попросили его остановиться хотя бы на несколько часов для встречи. Этот брат, конечно же, ответил на просьбу, встретился с ними, и они начали задавать вопросы: про такого-то правителя, про такие-то страны, про такие-то джамааты. Какое-то время он отвечал на их вопросы, потом спросил: «Можно теперь вам я буду задавать вопросы?» Те люди удивились: «Как ты нам будешь задавать вопросы? Ты являешься знающим, и мы у тебя спрашиваем!» Тогда он сказал: «Разве не справедливо: вы задавали мне вопросы, теперь я буду задавать вам вопросы?» И начал расспрашивать их о единобожии, о столпах молитвы, о том, что нарушает пост, о том, что нарушает омовение… И ничего из этого они не знали! Тогда он попрощался с ними, не грубил, не говорил ничего неподобающего, просто уехал.
Он не успел отъехать и нескольких километров, как они позвонили и сказали, что вынесли большой урок с этой встречи, что они не знают основ своей религии, то, что они обязаны знать как мусульмане, а спрашивают о вещах, которые их вообще не касаются, про правителей, политиков, джамааты и партии… Возможно, еще сто лет они будут жить, и не будет у них никакого отношения ни к этому правителю, ни к этой партии, ни к этому джамаату.
К сожалению, на сегодняшний день стало модным говорить об этом. Все только это и делают, забывая, ради чего они созданы, а ведь Аллах сотворил тебя для поклонения, для единобожия, для следования Пророку ﷺ. Что ты знаешь из этого, что ты знаешь из его сиры, как он жил, что ты знаешь из сиры его сподвижников, что ты знаешь из Корана, из Сунны Пророка ﷺ? Когда ты изучишь и достигнешь совершенства в этом, нет проблем, изучай политические течения в мире, изучай политиков и всякие партии, но не делай это в первую очередь.
Здесь, к сожалению, существует большая проблема в среде мусульман, и многие из них занимаются тем, что их не касается. Эти вопросы не имеют к ним никакого отношения. Не увеличится в этом благо и не уменьшится зло от того, что они собираются на кухне и разговаривают. Абсолютно ничего не изменится. Поэтому лучше возвращаться этим людям к своей религии, изучать ее и практиковать, распространять ее и жить на постулатах этой религии, тогда все будет хорошо. Если общество будет праведным, то и правитель будет праведным, но если общество нечестивое, распутное, то и правитель будет таким же.
А Аллаху известно лучше.