Вопрос №150:
Можно ли продавать что-либо по завышенной цене из-за отсрочки оплаты по времени? То есть чем дольше срок оплаты, тем больше наценка, без участия банка. Например, стопроцентная наличная стоимость — это 100 рублей. Если давать в долг на шесть месяцев, то стоимость уже будет составлять 120 рублей; если на двенадцать месяцев — то 140 рублей, и так далее.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Данный вопрос относится к теме «такъсыта», мы не раз это обсуждали и упоминали, что «такъсыт» является дозволенным в Шариате.
Такъсыт — это ситуация, когда человек не может купить дорогостоящую вещь, например, автомобиль, дом или землю, оплатив сразу ее полную стоимость, и он договаривается, что в течение года, двух, пяти или более он будет оплачивать стоимость этой покупки. Понятно, что в подобном случае и цена будет другая, что является дозволенным. Доводом на это является хадис Бариры[1], да будет доволен ею Аллах, которая выкупала себя у своих хозяев по системе «такъсыт» в течение девяти установленных лет. Она была служанкой Айши, да будет доволен ею Аллах, и об этом знал Пророк ﷺ и не порицал.
Однако если даже мы говорим, что в дозволенности этого вида торговли нет разногласий у ученых, то все же есть разногласия в ее условиях. Условий в «такъсыте» много, некоторые из ученых говорят, что их пять, другие считают, что количество доходит до десяти. Однако самые основные условия, на которые надо обратить внимание в этом виде торговли, следующие.
Первое условие: чтобы такъсыт-продажа была от того, кто обладает этим товаром, то есть человек должен договариваться с владельцем лично, без участия посредника. Последний, не владея этим товаром, зарабатывает на покупателе, как это делают некоторые запретные банки. Второе условие: чтобы не был взыскан штраф в случае, если человек не смог вовремя уплатить ежемесячную долю от суммы. Например, каждый
месяц он платит определенную сумму, но в один из месяцев не смог оплатить вовремя, решив погасить долг в следующем месяце. В таком случае запрещено штрафовать за задержку оплаты, так как это считается «ар-Риба» (ростовщичество).
Также, например, можно включить в договор, дабы владелец товара тоже получил гарантии, что его не обманут, — чтобы какая-то часть товара оставалась в залоге у продавца до тех пор, пока он не оплатит всю сумму, и это является дозволенным.
Третье условие: чтобы все было обговорено, вплоть до деталей: сколько он должен платить каждый месяц, когда он должен платить и так далее. Так, например, если он хочет купить дом стоимостью в один миллион рублей, и продавец говорит ему: «Плати сейчас миллион и покупай, а если не можешь заплатить сразу, то оплачивай в течение года, но тогда уже другую сумму — один миллион двести тысяч. Если и так не сможешь, то оплачивай в течение двух лет — и сумма вырастет до полутора миллиона рублей», — то есть продавец предоставляет покупателю выбор. Если покупатель сказал: «Хорошо, я посмотрю по своим возможностям и как получится, так и буду оплачивать», то подобное является запретным, потому что он обязательно должен выбрать конкретно одно из этих предложений и сразу на месте оформить договор, как подобает. Доводом на это является предание, которое приводится в Сунне нашего Пророка ﷺ, что он запретил две продажи в одной торговой сделке[2].
Таким образом, покупатель должен выбрать одно из предложений продавца и заключить договор, сразу отдав деньги либо отсрочив на год или более. Не допускается неясностей в том, когда, сколько и за какой период следует платить, — все должно быть определено и обговорено заранее. И это одно из самых главных условий, которое упоминают ученые.
Однако есть и другие условия, которые изучаются уже в научных кругах.
А Аллаху ведомо лучше.