Вопрос относительно удочерения
Вопрос №164:
Семья удочерила новорожденную девочку с первых дней ее жизни. Спустя 27 лет во время скандала между приемными родителями и девушкой она узнала от них, что была ими удочерена. А на вопрос «Кто и где мои настоящие родители?» они либо не знают ответ, либо не хотят говорить правду дочери. В течение времени и в силу различных семейных обстоятельств отношения между ними испортились так, что приемные родители начали произносить в адрес девушки неподобающие слова и возводить на нее поклепы и клевету перед некоторыми соседями и родственниками. Вследствие чего девушка полностью прекратила любое общение с ними, дабы избежать фитны и конфликтов.
В связи с приведенными выше фактами возникают два вопроса:
- Есть ли на девочке какие-то обязательства перед приемными родителями, подобно как перед родными родителями? На какие права могут рассчитывать приемные родители от удочеренной дочери? В этой семье приемная мать и девочка — молящиеся;
- Обязана ли девушка найти и узнать свою настоящую фамилию, так как на данный момент она носит по паспорту фамилию бывшего супруга?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Если человек не знает своих биологических родителей, но ему представилась возможность найти их, то он обязан это сделать, и на это даже не нужны доводы. Является естественным в жизни любого человека, будь он верующий или нет, желание знать своих настоящих родителей. Это даже несмотря на то, что они ошиблись и совершили большой грех.
Под терминами «усыновление» или «удочерение» в Исламе подразумеваются два понятия.
Первое: понятие, которое имело место во времена джахилии. Когда усыновляли или удочеряли ребенка, то предоставляли ему такие же права, как и своему родному ребенку: давали свою фамилию, оставляли наследство, они становились махрамами. Именно это усыновление было отменено Шариатом.
Говорит Всевышний Аллах об этом в Коране:
— ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ —
«Зовите их (приемных детей) по именам их отцов».
[Сура «аль-Ахзаб», аят 5]
Известно, что у Пророка ﷺ был приемный сын Зайд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, которого назвали Зайд ибн Мухаммад. Однако после этих аятов, отменяющих нарекание приемных детей по именам их приемных родителей, его назвали Зайд ибн Хариса по имени его биологического отца.
Во времена джахилии у арабов был закон, что приемные дети имеют такие же родственные связи с приемными родителями, как и их родные дети. Однако Аллах это все аннулировал. После того, как Зайд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, развелся с Зайнаб, Всевышний Аллах сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, — زَوَّجْنَاكَهَا — «Мы женили тебя на ней»[1]. Во времена многобожников считалось одним из самых больших грехов, когда человек женится на бывшей жене приемного сына. Этой женитьбой Пророка ﷺ Всевышний Аллах отменил доисламский обычай, и Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, стала матерью правоверных.
Почему? Потому что Зайд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, был его приемным сыном. И запрещается родителям нарекать приемных детей своей фамилией, считать их махрамами, оставлять им наследство.
Второе: когда люди берут сироту или брошенного ребенка и воспитывают в своем доме, но так, чтобы не давать ему своей фамилии, не считать его своим сыном или дочерью. Однако они воспитывают его так же, как воспитывали бы своих детей, дают образование, обеспечивают в полной мере тем, в чем нуждаются дети, из тепла и милосердия. Все это, несомненно, является благом, за которое эти люди получат огромную награду.
Если кто-то думает, что усыновление и вовсе является аннулированным, то он ошибается. Напротив, оно не отменено, а остается и является огромным благодеянием, которое человек может совершить для ребенка-сироты. Скольких детей бросают или сколько остаются сиротами, нуждающихся в родителях, в тепле, любви и воспитании.
Но приемные родители должны понимать, что эти дети не являются их родными детьми, и когда они вырастут, необходимо им об этом сказать. Сделать это надо тактично, красиво, грамотно и мудро, чтобы не стало неожиданным ударом и стрессом. А пока они дети и не понимают еще сути вещей, нет ничего страшного, если будут называть приемных родителей «мама» и «папа», или родители станут называть их, в свою очередь, «дочь» или «сын».
Из законоположений Шариата также следует то, что женщина, которая воспитала приемного сына, должна покрываться перед ним, так как он для нее не махрам. Она не имеет права с ним уединяться, прикасаться к нему и тому подобное. Он чужой человек, кроме как если в детстве она не кормила его грудью хотя бы пять раз в течение первых двух лет, тем самым став его молочной мамой. И только в этом случае он становится для нее махрамом.
У молочных детей свои законоположения, которые дозволяют снимать хиджаб перед ними, оставаться наедине, путешествовать, но это не означает, что они наследуют и несут фамилию.
Что же касается тех, у кого случилась ссора и была обида на приемных родителей, то нет сомнения, что необходимо благодарить их и делать им благое. Нельзя забывать то благо, которое они сделали для вас, и Аллах даст вам за это награду.
Сказал Всевышний Аллах в Коране:
— هَلْ جَزَاءُ الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُ —
«Разве наградой за благодеяние не является благодеяние».
[Сура «ар-Рахман», аят 60]
А Аллаху ведомо лучше.
Должна ли она простить и помириться с биологическими родителями, если они осознали свои ошибки?
Человек должен простить и принять своих родных родителей и искать любую возможность, чтобы укрепить родственные связи, даже если эти люди являются грешниками или не мусульманами. Приемные сын или дочь не должны их бросать, оставлять без помощи, относиться к ним с презрением, потому что в любом случае это их родители, и за ними остаются их права, даже если они не веруют в Аллаха. Естественная любовь детей к родителям является разрешенной, даже когда они неверующие.
Если не знаешь, чей это был ребенок и не можешь узнать его фамилию, что делать в данном случае?
Если нет конкретных данных по ребенку, то его нарекают какими-либо негромкими именем и фамилией, которые не будут привлекать к нему внимание. Но приемная семья не должна давать ему свою фамилию, и это очень важно.
А Аллаху ведомо лучше.