Вопрос № 135:
«Как быть, если жена не хочет жить с моими родителями, а хочет жить со своей матерью? Дело в том, что я единственный сын у родителей, но и у жены мать живет одна. У нас возникают разногласия на этот счет»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Родственники невесты перед заключением никяха могут поставить условие жениху, сказав: «Наша дочь выйдет за тебя замуж с тем условием, чтобы ты не забирал ее из нашего города, или из нашего района, или из нашего дома, то есть живите у нас дома, или по соседству, или на одной улице и т. д. Она наша единственная дочь, и мы не можем выдать ее замуж куда-то далеко, а хотим, чтобы она могла спокойно приходить к нам, навещать нас и помогать». Установление подобных условий является дозволенным, и, по более сильному мнению правоведов, его обязательно надо выполнить.
Жених, в случае его согласия на подобные условия, обязательно должен их исполнить. Доводом на это является достоверный хадис, в котором сказал наш Пророк ﷺ:
«الْمُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ»
«Мусульмане обязаны следовать своим условиям».
— Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1352, т. 3, с. 27; Сунан Абу Дауда, хадис № 3594, т. 4, с. 16.
Также, например, родители могут сказать: «Если ты женился на нашей дочери, то не имеешь права жениться на другой при ее жизни», — и это тоже является дозволенным условием. Некоторые женщины не могут смириться с тем, чтобы их мужья женились в очередной раз, поэтому они имеют право поставить условие, сказав: «Я выйду замуж с тем, что, пока я твоя жена, ты не женишься ни на ком», и это является ее условием, которое муж обязан выполнить, если он хочет жить с этой женщиной.
Здесь примечательна история, которая случилась с Харуном ар-Рашидом, да помилует его Аллах, аббасидским халифом, который известен своей праведностью, несмотря на то, что говорят про него некоторые востоковеды. Его женой являлась известная женщина того времени — Зубайда, дочь правителей къурайшитов хашимитов из потомков ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах. Когда она выходила замуж за него, то поставила условие, что он не имеет права жениться или взять себе рабыню, то есть купить ее или принять в подарок, и он согласился.
Однако через некоторое время это стало для него трудным. С вопросом о том, какой выход для него можно найти, он обратился к къадыю своего времени Абу Юсуфу, ученику Абу Ханифы, да помилует их обоих Аллах. И тогда Абу Юсуф предложил ему:
«Есть один выход. Купи половину рабыни, а другую ее половину пусть кто-то тебе подарит. В этом случае получается, что ты ее и не купил, и не взял в подарок, и ты не нарушишь те условия, которые поставила Зубайда».
Все опасались ее недовольства, что стало бы большой проблемой даже для Харуна Ар-Рашида, так как она была дочерью правителей и не могла позволить, чтобы кто-то нарушал ее желания.
Некоторые правоведы приводят эту историю как выход, который был найден для Харуна Рашида в его ситуации. Из данного случая мы видим, что никто ему не сказал: «Не смотри на ее слова и делай, что хочешь». Исходя из этого, если родители девушки поставили условие, что она должна жить с ними, то мужчина должен следовать этим условиям. Если же ему это не нравится, тогда пусть разведется с ней.
Однако из заданного вопроса не ясно, было ли поставлено подобное условие или нет. Если между ними не было этого условия, то в этой ситуации она должна слушаться мужа. Как сказал шейх аль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах:
«Если у женщины есть два веления: веление мужа и веление родителей, то она следует велению мужа».
Потому что самая первая обязанность после обязанности перед Аллахом, Свят Он и Велик, — это ее обязанность перед мужем, если только он не приказывает ей совершать запретное.
Передается в достоверном хадисе от нашего Пророка ﷺ:
«Если бы я повелел кому-то сделать суджуд, то это была бы женщина, которая делает суджуд своему мужу».
— Сунан Ибн Маджа, хадис № 1853, т. 3, с. 306; Муснад Ахмада, хадис № 19403, т. 32, с. 145.
Поэтому она должна следовать желанию мужа, и если он сказал, что она будет жить с ним, а не с матерью, то она должна жить с ним.
Однако это не означает, что надо небрежно относиться к ее родителям. Права родителей огромны, поэтому надо найти какой-то компромисс, чтобы и ее родители были довольны, и муж имел какую-то свободу действий. Ведь Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, наделил мужчину более высоким положением, чем женщину.
Сказал Всевышний в Священном Коране:
وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ ۗ
«Но мужья выше их по положению».
[Сура «аль-Бакъара», аят 228]
Также следует учитывать, что не каждый мужчина сможет себе позволить жить с родителями жены в их доме, по разным этическим или психологическим соображениям. Поэтому этот момент тоже надо понимать, чтобы достичь согласия между всеми сторонами.
Если муж нарушает условия брачного договора, может ли жена потребовать развод?
Если муж не следует тем условиям, на которые он согласился перед заключением брака, и при этом не дает ей развод, то родственники этой девушки имеют право на расторжение этого брака (фасх), аннулируя его.
Однако в вопросе расторжения надо быть более внимательным. Должны собраться родственники и вести это дело солидно и правильно. Следует довести до сведения зятя и объяснить ему его ошибки, дать ему срок, и если он после этого так и не образумится, то посредством знающих авторитетных людей в обществе они расторгают данный брак, даже если он этого не хочет.
А Аллаху ведомо лучше.