Вопрос № 148:
«Является ли нововведением установление в мечети определенного времени ожидания после азана до икъамата?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передается в достоверной Сунне, что Пророк ﷺ сказал:
صلوا كما رأيتموني أصلي
«Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 631, т. 1, с. 128; Сунан Ад-Дарими, хадис № 1288, т. 2, с. 796.
Это касается всех мусульман, выстаивающих молитву, будь то имам, молящийся за ним или делающий намаз один. Наш Пророк ﷺ подал пример молитвы во всех ситуациях: он был и имамом в намазе, и молился за имамом, а также молился один, как это передается в достоверных сборниках Сунны. И нет сомнения, что совершающий молитву человек должен смотреть на то, как молился Посланник Аллаха ﷺ.
К этой же теме относятся и вопросы, касающиеся азана и икъамата, потому что данные действия также имеют отношение к молитве. Поэтому те братья, которые являются имамами и муаззинами в мечетях, должны в таких вопросах следовать только Сунне нашего Пророка ﷺ и никому иному.
Что же касается икъамата, то известно, что для совершения каждой молитвы Пророк ﷺ определял ее примерное время. При этом он не приказывал совершать молитву «аз-Зухр» через 15–20 минут после азана. Однако из практики его жизни было видно и ясно, как именно он ее совершал. То же самое касается утренней, вечерней и ночной молитв, для каждой из которых было определено время, когда Пророк ﷺ приказывал сказать аль-икъамат и совершал молитву.
Имаму недостаточно просто проводить молитвы и уметь красиво читать Коран. Он должен обучаться и знать все тонкости, которые касаются азана и икъамата, азкаров (поминаний Аллаха) относительно различных ситуаций, а также самых главных, основополагающих постулатов религии. Обычные люди часто обращаются к имамам с вопросами о религии, и когда спрашивают о халяле и хараме, эти имамы должны, безусловно, обладать основными знаниями.
Что касается вопросов, касающихся самой молитвы и всего того, что связано с мечетью, — имамы должны иметь более глубокие знания, так как это их специализация. По поводу же остальных вопросов повторю: им достаточно получить хотя бы базовые знания.
Здесь следует выделить два основных правила:
— во-первых: необходимость следования Сунне Пророка ﷺ;
— во-вторых: чтобы эти действия совершались для блага молитвы.
В полномочия имама входит то, что он может либо задержать молитву, либо совершить ее пораньше, но при условии, чтобы все это было для блага молитвы. Не дозволяется имаму подстраивать молитву для его личного блага, а также для блага одного молящегося, который приходит к нему, будь то президент, король или министр и т. д., статусы и полномочия верующих здесь не имеют значения!
Рассмотрим пример. В каком-то селении мечеть находится так далеко, что не все могут подойти на молитву сразу после азана. В таком случае, исходя из пользы для этой молитвы, привлекая к ней большее количество людей, можно ненадолго отложить ее, совершив через 20 или 25 минут после азана, для того чтобы все успели собраться. Если это согласовано между имамом и джама’атом и более удобно для них, то нет тут ничего страшного. Но неприемлемо откладывать молитву на длительное время, такое как час или полтора. Ведь понятно, что невозможно удовлетворить одновременно всех сразу в подобных вопросах.
Что же касается установления определенных периодов, таких как 15, 20 или 30 минут, когда нельзя ни на минуту позже или раньше начать молитву, — всему этому нет основы в Шариате, и подобное не имеет отношения к Сунне нашего Пророка ﷺ. Однако, повторю, джама’ат, на основе того, что известно из Сунны Пророка, ﷺ и того, что является полезным для данной молитвы, согласовывает время совершения молитвы, все собираются в это время и совершают ее вместе.
А Аллаху ведомо лучше.