Ответы на вопросы

Обязательно ли принимать Ислам в мечети и обязательно ли наличие свидетелей?

Вопрос №62:
Есть ли такое условие при принятии Ислама, как наличие свидетелей, и обязательно ли идти в мечеть, чтобы принять Ислам?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Если посмотреть на этот вопрос, то в основе своей никто не настаивает на наличии свидетелей. Я не знаю ни одного ученого, чтобы он обязал иметь свидетелей для того, кто принимает Ислам. И нет сомнения в том, что если человек сказал шахаду с пониманием этого свидетельства и последовал этому свидетельству, не нарушая его, он является мусульманином, независимо от того, были этому свидетели или нет. Ведь Аллах – лучший из свидетелей. Если он это сказал (т. е. произнес шахаду), то он является мусульманином.

Однако есть ситуации, когда речь идет, например, о каком-то человеке, известном своей враждой к Исламу, либо еретике, либо нововведенце, который делает нечто, что не имеет отношения к Исламу. Когда такие известные люди возвращаются к Исламу или принимают Ислам, несомненно, что лучше для них объявить об этом, если они не боятся за себя. Это для того, чтобы люди знали: данный человек перестал быть таковым, каким был до принятия Ислама, и чтобы мусульмане не остерегались его и считали братом.

Даже известно, что некоторые ученые оставляли какое-то нововведение, как это было с имамом аль-Аш’ари: оставив нововведение му’тазилитов, он пришел в мечеть и объявил о том, что отходит от этого нововведения. К сожалению, после этого он впал в другое нововведение, которое, несомненно, ближе к Ахлю Сунна, чем му’тазилиты, однако тоже является заблуждением. Но, в конце концов, хвала Аллаху, как это известно из его последних книг, он вернулся ближе к Сунне, даже если не полностью, но вернулся настолько, насколько это позволяли ему понимание и та ситуация.

Обратите внимание на то, что просто даже оставление нововведения объявлялось в мечети. Поэтому, если человек является известным либо был злостным врагом Ислама и тому подобное, то желательно объявить о своем покаянии. Конечно же, лучше объявлять в мечети, но это не является условием для принятия Ислама однозначно.

Аллах Всевышний говорит об этом:

وَلَوْلَا رِجَالٌ مُّؤْمِنُونَ وَنِسَاءٌ مُّؤْمِنَاتٌ لَّمْ تَعْلَمُوهُمْ أَن تَطَئُوهُمْ فَتُصِيبَكُم مِّنْهُم مَّعَرَّةٌ بِغَيْرِ عِلْمٍ ۖ

 «И если бы в Мекке не было верующих мужчин и верующих женщин, которых вы не знали и могли затоптать по незнанию так, что вы совершили бы грех перед ними».
[Сура «Аль-Фатх», аят 25]

Аллах, Свят Он и Велик, рассказывает в этих аятах про верующих, так как не все знали о них, которые были в Мекке и не могли сделать хиджру. Пророк Мухаммад ﷺ знал о них, некоторые близкие к нему люди знали о них, но не все верующие знали. И если бы не эти верующие, которые находятся в Мекке, то мы бы дозволили вам напасть на Мекку, но из-за того, что там есть эти верующие, о которых вы не знаете, которые не объявляли о своем Исламе, то есть опасение, что, если вы нападете на Мекку, то причините им вред и совершите грех посредством этих людей, так как вы им навредите по незнанию. Когда эти люди принимали Ислам, то никто об этом не знал, не объявлял, не распространял, и это является дозволенным.

Тем более, если это касается людей, которые не могут открыто заявить о своем переходе в Ислам, как, например, происходит в некоторых странах или обществах. На сегодняшний день известно, что многие из самых высоких чинов и католической, и ортодоксальной церкви принимают Ислам, но они скрывают это, боясь за свою жизнь, потому что знают, что это повлечет для них тюремное заключение и, возможно, их убийство. Но, тем не менее, многие из этих представителей высших слоев христианства, иудаизма и других религий принимают Ислам, так как они читают о нем, изучают его и в результате приходят к выводу о его истинности.

Поэтому в основе своей не является обязательным объявлять об этом, распространять, приглашать для этого свидетелей, но в некоторых случаях, как мы и упомянули, это является желательным.

А Аллаху известно лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.