Вопрос №58:
Насколько обязательно соблюдать очередность сур Корана в рака’атах при чтении обязательных молитв?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Коран, который мы сегодня читаем, состоит из четырех частей: букв, слов, аятов и сур. Что касается букв, слов и аятов, является запрещенным единогласно менять последовательность в них, ставить что-то прежде или после.
Относительно же сур есть разногласие у ученых: можно ли читать, например, суру «Аль-Ихлас», а потом, в следующем рака’ате, прочитать суру «Аль-Къурайш»? У того, кто прочитал суру «Аль-Ихлас», понятно, остается только две суры, которые он может прочитать после названной, по последовательности Корана. Однако он начинает читать суру «Аль-Къурайш», которая находится до упомянутой за пару страниц. Поэтому в данном вопросе есть разногласие, и более сильное мнение заключается в том, что это является дозволенным.
Доводом на это является хадис, который привел имам Муслим e в своем достоверном сборнике. Когда Пророк ﷺ однажды ночью совершал молитву, он прочитал суру «Аль-Бакъара», потом суру «Ан-Ниса», потом суру «Аль-‘Имран»[1]. Нарушилась последовательность, которая нам известна. В основном мы читаем, как это известно в Коране, сначала «Аль-Бакъара», потом «Аль-‘Имран», потом «Ан-Ниса». Однако Пророк ﷺ прочитал ее в другой последовательности, поэтому понятно, что та последовательность, которая сегодня наблюдается нами в Коране, не вся приходит от Пророка ﷺ. Нечто из этой последовательности установлено сподвижниками, и даже, как мы видим, в каких-то моментах противоречит тому, что они знали из сунны Пророка ﷺ. Пророк ﷺ прочитал в одной последовательности, а они установили в другой.
Однако на это ученые отвечают, что Пророк ﷺ в последний год своей жизни прочитал Коран Джибриилю, мир ему, два раза, и именно в этой последовательности, в которой прочитал, он и довел его до сподвижников.
В любом случае, более сильное мнение — то, что последовательность сур установлена Пророком ﷺ, а какая-то часть установлена комиссией, которая была во времена Усмана, да будет доволен им Аллах, и все они были доверенными сподвижниками. Поэтому нет проблем менять эту последовательность при чтении во время молитвы.
А Аллаху известно лучше.