Вопрос №181:
Расскажите, пожалуйста, о том, как подобает хоронить мусульманина по Сунне, как правильно омыть покойного и как провести молитву джазаза? Можно ли после намаза совершать коллективное ду’а, и если да, то какие ду’а надо читать? Нужно ли, чтобы присутствующие повторяли вслух «Амин»?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Некоторые детали этого вопроса уже были обсуждены ранее (см. вопрос №78, а также вопрос №43).
Нет сомнения, что по отношению к умершему существуют определенные обязательства, которые были разделены учеными на три категории.
Первая категория: обязательства, которые касаются его имущества. Сегодня Всевышний Аллах обогатил людей, и редко можно найти человека, у которого не было бы какого-либо имущества.
В первую очередь из оставленного имущества следует выплатить долги умершего перед Всевышним Аллахом. Долги перед Аллахом — это те вещи, которые он должен был сделать в своей жизни, но не сделал по тем или иным причинам. Сюда относится Хадж — из имущества покойного выделяют необходимую сумму и отправляют какого-то человека совершить за него паломничество. Также сюда входят пропущенные посты Рамадана: если покойный физически мог поститься, но пропустил, то его родственники возмещают за него эти дни, либо же кормят бедняка за один день поста. Также сюда входят обеты, которые умерший дал Всевышнему, но не успел привести их в действие.
Доводом на это является хадис из достоверного сборника, когда женщина спросила о том, может ли она сделать хадж за свою мать. Пророк ﷺ спросил ее:
«Разве, если бы на ней был долг, ты бы его не оплатила?» Она ответила: «Конечно!», на что ей Пророк ﷺ сказал: «Долг перед Аллахом первостепеннее».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 1852, т. 3, с. 18.
Поэтому главное, на что надо обратить внимание, — это религиозные долги человека.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на долги покойного перед людьми. Если он взял у кого-то аманат, занял деньги, не отдал махр, был доверенным лицом и должен был вернуть имущество чужого человека, и так далее, — то есть все имущественные притязания владельцев должны быть удовлетворены, будь они мусульманами или нет.
Передается в достоверных сборниках о том, что когда хоронили кого-то из сподвижников, Пророк ﷺ первым делом спрашивал, был ли на нем долг[1]. Если отвечали положительно, он не совершал заупокойного молитву, пока долг умершего не возвращали или пока кто-то не брал на себя его оплату с течением времени. Только после этого Пророк ﷺ совершал над умершим заупокойную молитву.
Вопрос долга является очень важным и даже великим. Передается в хадисе, что даже мученик будет отвечать за невозвращенный долг[2], если только он не вышел на путь Аллаха тогда, когда у него не было выбора, то есть при «фард ‘айн» (личная обязанность). В этом случае Аллах, конечно же, простит его.
В-третьих, из этого имущества выделяется то, что необходимо для похорон, а именно: покупка савана; если необходимо — нанять людей, которые выкопают могилу; услуги перевозки на автомобиле и т. д. В этих вопросах надо придерживаться умеренности в расходах, не затрачивая более того, сколько в среднем предусмотрено за подобное дело. К примеру, если можно купить саван за пятьсот рублей, то не надо покупать его за тысячу, будь он из Мекки или наилучшего качества, — нет в этом необходимости. Иначе это расценивается как «исраф» (расточительство). Также, если можно молодым парням из числа родственников сказать, чтобы они пошли на кладбище и взяли с собой человека, который им поможет правильно подготовить могилу, то нет необходимости заказывать это за деньги.
В-четвертых, наследство и завещание. Если умерший завещал что-либо из своего имущества кому-либо, это завещание надо исполнить при двух условиях:
- во-первых, это не должно быть запретным. Если он завещал то, что является запретным, нельзя его исполнять. Как, например, тот, кто завещает, чтобы возле его могилы распивали спиртное, играли музыку, приводили чтецов Корана, чтобы они читали его, — все это является запретным либо нововведением. Исходя из этого, если в содержании завещания что-то является неразрешенным, то на него не обращают никакого внимания, даже если оно записано самим покойным или имеет свидетелей;
- во-вторых, чтобы оно не превышало трети имущества. Если это завещание в деньгах или в имуществе, и покойный передал в наследство свой единственный дом или 80% имущества другу, то его родственники не имеют права исполнять завещание, потому что это больше, чем треть его имущества. Он имеет право завещать только в пределах трети своего имущества, не больше. Например, в денежном эквиваленте суммарное значение его имущества после смерти варьируется в 1 млн рублей, а 500 000 рублей из них он решил кому-то завещать, — это является запретным. В данной ситуации он имеет право завещать только 330 000, то есть лишь треть имущества.
При этих двух условиях из имущества выделяется завещание, после чего выдаются доли наследникам умершего.
Аллах, Свят Он и Велик, установил для всех родственников определенную долю, поделив имущество человека между ними. Завещал ли он родным или нет — это не рассматривается. Например, человек умирает и завещает все свое имущество в мечеть как садакъа — это завещание аннулируется, и только треть из данного имущества отдается как садакъа в мечеть, а две трети отдаются наследникам по тем формулам, которые установлены в Шариате. Каждый наследник имеет определенную долю — это супруг, родители, дети, братья, сестры и другие.
Вторая категория: права умершего по отношению к его родственникам и друзьям. Необходимо сообщить людям о смерти этого человека: его близким родственникам, друзьям, тем, которых он любил и уважал, — дабы они имели возможность прийти и совершить над ним заупокойную молитву. Проводить своего брата или сестру в последний путь является необходимым.
Оповещение людей («الإعلام» — «аль- и’лям») бывает трех видов:
- если это было просто сообщение, то есть довести до сведения, — что является Сунной и даже в некоторых случаях уаджибом;
- если это сопровождалось какими-то эпитетами, возвеличиванием и так далее, — между макрухом (нежелательным) и харамом;
- если же это сопровождалось рыданиями, ревом и другими неподобающими действиями, то является запретным.
Третья категория: обязанности по отношению к самому умершему. Сюда входят такие ритуалы, как омыть его; окутать в саван так, как это узаконено в шариате, по определенной методике; совершить заупокойную молитву джаназа и сделать ду’а за этого человека, попросив Аллаха для него милости и прощения; участвовать в траурной процессии; отнести на кладбище. Это все является коллективной обязанностью общины мусульман, и если никто не проведет эти ритуалы, то бремя греха ляжет на всех.
Однако во всем этом надо следовать двум условиям всех поклонений — это искренность перед Аллахом и следование Пророку ﷺ во всем. Искренность — это совершение данных действий не ради того, чтобы потом сказали: «Он пришел пособолезновать и был на кладбище». Нет! Искренность ради Аллаха — это когда ты приходишь, чтобы попрощаться со своим братом или со своей сестрой, сделать ду’а за него. Но, к сожалению, на сегодняшний день, если бы люди ничего не говорили, то ко многим бы никто не пришел.
Напомним, что все нужно делать именно так, как это делал Пророк ﷺ: молитву, мольбы, похороны и траурная процессия — все должно быть по Сунне, как подобает. Это основные вещи, касающиеся умершего мусульманина и похоронного процесса.
А Аллаху ведомо лучше.
Наследники обязательно должны быть из числа мусульман и кровными родственниками?
Конечно, да, наследники могут быть только верующими, потому что мусульманин не имеет права завещать неверному и не может брать от них наследство, как известно. Передается в достоверном хадисе, который передают имамы Бухари и Муслим, да помилует их Аллах, от Пророка ﷺ, что он сказал:
«Не наследует мусульманин от неверного, и неверный от мусульманина».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 6764, т. 8, с. 156; Сахих Муслима, хадис № 1614, т. 5, с. 59.
Наследники — это ближайшие родственники, которые являются мусульманами. Если же человек не является мусульманином, он не может ни наследовать, ни брать наследство, потому что это является фактором запрета наследства.
Действительна ли молитва джаназа аль-мамуна, если в третьем рака’ате не прочитал ду’а за покойного?
«Аль-мамун» — это тот, кто совершает молитву за имамом. Того, что делает имам, достаточно для молящегося за ним. Конечно же, является лучшим вариантом, если он тоже сделает ду’а, но если имам прочитал данную молитву, то этого достаточно.
Если родители умерли неверующими, нужно ли за них отдавать долг перед Аллахом, Свят Он и Велик?
Сказал Всевышний Аллах в Коране своему Пророку ﷺ:
وَلا تُصَلِّ عَلىٰ أَحَدٍ مِنهُم ماتَ أَبَدًا وَلا تَقُم عَلىٰ قَبرِهِ ۖ إِنَّهُم كَفَروا بِاللَّهِ وَرَسولِهِ وَماتوا وَهُم فاسِقونَ
«Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами. »
[Сура «ат-Тауба», аят 84]
Заупокойная молитва за тех, кто умер в неверии, запрещается. Запрещается также давать за них садакъа, делать ду’а, совершать хадж. Все эти поклонения относятся к только к мусульманам. Передается, что Всевышний Аллах разрешил Пророку ﷺ навещать могилу его матери, как это известно, но не делал за нее ду’а, потому что она не была мусульманкой.
Есть ли разница в том, как хоронить мужчину и женщину в глубине ямы?
Основа в том, что разницы нет. Исключением является момент, что когда хоронят женщину, делают сутра, поднимая покрывало. Это делают самые ближайшие родственники умершей женщины, чтобы чужие мужчины ее не видели. Когда хоронят человека, может открыться что-то из тела, поэтому они поднимают покрывало, дабы никто из чужих мужчин не видел ее тела, даже когда она в саване, и они спускают ее в могилу. Кроме того, саван у женщин бывает больше, чем у мужчины.
Что делать с наследством, которое перешло от несоблюдающего родственника? И куда деваться мусульманину, если наследники неверующие, или наоборот?
Каждый из этих вопросов рассматривается в частном порядке, поэтому люди, задающие их, должны обратиться к знающим в той местности, где они живут, и разобрать ситуацию в частном порядке.
Как известно, мусульмане не наследуют от неверных. Поэтому выходом в подобном случае является то, что, пока родители живы, они должны сделать это имущество подарком для наследующего. В данной ситуации они должны постараться объяснить, что после их смерти наследники не будут иметь права на это имущество по Шариату, поэтому лучше подарить им его при жизни. Если они при свидетелях скажут, что дарят это имущество сыну, дочери или внуку, то этого достаточно. Просим Аллаха открыть сердца родителей наших братьев и сестер, если они не в Исламе.
А Аллаху ведомо лучше.