Вопрос №84:
Просим вас в связи с распространением ереси в КБР дать наставление насчет отличия акъиды ахлю Сунны от матуридизма и ашаризма.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нет сомнения, что эти две секты распространены во многих странах, а не только там, где упоминает спрашивающий. Людям необходимо знать и остерегаться нововведений, исходящих от них. Однако разговор о том, что касается отличия их нововведений от Сунны Пророка ﷺ, от вероубеждения мусульман, является глубоким и требует большего времени.
Но если говорить об этой теме вкратце, то можно сказать, что они противоречат нам в большинстве вопросов единобожия, как, например, в тематике имен и атрибутов Аллаха. Эти люди являются либо «муаууиля», которые неправильно толкуют тексты с атрибутами, либо они «муфаууида» — те, которые говорят, что у этих атрибутов нет смысла и значения. Мы же, мусульмане, считаем, что у этих атрибутов есть смысл и значение, однако их истинную суть знает только Аллах. Другими словами, мы делаем «тафуид» в том, что касается истинной сути этих атрибутов, но не делаем «тафуид» в том, что касается значения этих атрибутов. Значения нам понятны и ясны. В этом и заключается основная разница между нами и ими.
Передается от имама Малика e, что при нем упомянули аят из Корана:
الرَّحْمَٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ
«Всемилостивый вознесся над троном».
[Сура «Та Ха», аят 5]
И после этого спросили: «Как Он вознесся?», на что он ответил: «Вознесение является известным, вера в это является обязательной, а спрашивать, «как», является нововведением».
Как именно Он вознесся, какой у Него Лик, какие у Него Руки, не знает никто, кроме Него самого. Однако мы не говорим, что эти атрибуты не имеют значения. Они имеют то значение, которое мы понимаем.
Самым лучшим ответом всем этим нововведенцам является то, что упомянули некоторые ученые в своих книгах. Надо их спросить: «О том, что вы говорите, знали ли Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники?» Если они скажут: «Да, знали», тогда мы попросим их привести нам эти знания! Пусть приведут ясное и достоверное указание из Сунны Пророка ﷺ на их слова. Если же они скажут: «Нет, не знали», тогда мы скажем, что нет необходимости и нам знать то, чего не знал Посланник Аллаха ﷺ и чему не обучил своих сподвижников. Это очень простой вопрос, который надо задавать всем нововведенцам, кто бы это ни был — упомянутые в этом вопросе или другие, которые тоже что-то придумали в вопросах вероубеждения этой религии, тем самым впав в заблуждение.
Несомненно, среди подобных людей есть праведные, богобоязненные, которые просто в силу некоторых обстоятельств попали в эти сети. Возможно, они воспитывались в аналогичной среде и знали только то, что говорили им их шейхи. Поэтому мы таких людей понимаем, находим им оправдание и доносим до них, чтобы они вернулись к вероубеждению сподвижников и великих имамов этой общины, ведь ни один из них не говорил подобное: ни сподвижники, ни таби’ины, ни имамы Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафи’и, имам Ахмад, ни другие имамы, которые были до или после них. А также те, которые написали Сунну нашего Пророка ﷺ: имам Бухари, имам Муслим, имам ан-Насаи, имам ат-Тирмизи, имам ад-Дарими, имам ибн Маджа. Никто из этих людей не говорил подобное, так откуда взялось это? Поэтому нет сомнения, что до этих людей надо доводить истину.
Достаточно сегодня трудов по данному поводу на русском языке, ведь многие братья, которые учились и занимались этим вопросом, написали статьи, доклады, рефераты, и эти работы доступны на сегодняшний день.
Также мы должны понимать, что эти люди являются мусульманами, и мы не говорим, что они вышли из Ислама. Однако они ошибаются, впали в эти нововведения, поэтому мы должны их увещевать, доводить до них истину всеми возможными разрешенными методами.
А Аллаху ведомо лучше.