Вопрос № 16:
«Если человек начнет держать пост Дауда, мир ему, а потом в какой-то момент нарушит или оставит вообще – каково положение такого человека? Является ли это запрещенным?»
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Пост Дауда, мир ему, не является обязательным, он является добровольным. Исключением является случай, если человек не обязал им самого себя, т. е. не дал обет, что будет держать пост Дауда до конца своих дней, — в данном случае он становится обязательным. Если же этого обета нет, то он является добровольным. Поэтому человек может поститься в течение месяца, или в течение года, или трех лет, а потом, если посчитает, что будет лучше если он свою энергию направит на другое поклонение, например, станет больше молиться по ночам, или больше будет заниматься призывом, или переводом книг, или изучать арабский язык, и так далее, то нет сомнений, что он может перейти к другому поклонению, и в этом нет ничего страшного.
Однако известно, что сподвижники Пророка ﷺ, если начинали какое-то добровольно поклонение, то не оставляли его. Это является, как минимум, нежелательным. Пророк ﷺ умер, будучи довольным сподвижниками и их деяниями, поэтому они не хотели уменьшать свои деяния после его ﷺ смерти.
Если человек делает какое-то добровольное деяние, то будет лучше, если он будет это делать постоянно, даже если его мало. Если он не может поститься через день, как пост Дауда, мир ему, то пусть постится по понедельникам.
Так, например, человек может дать милостыню в одну тысячу рублей и сделать это всего один раз, но будет лучше, если он будет давать по сто рублей каждую джум’а. Лучше он сделает нечто малое, но постоянно, чем что-то большее, но затем оставит это.
А Аллаху ведомо лучше.