Вопрос № 192:
«Разъясните, пожалуйста, вопрос относительно наложниц в наше время. Является ли отмененным аят, в котором говорится о дозволенности».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
مَا نَنسَخۡ مِنۡ ءَايَةٍ أَوۡ نُنسِهَا نَأۡتِ بِخَيۡرٖ مِّنۡهَآ أَوۡ مِثۡلِهَآۗ
«Какой бы аят Мы ни отменяли, Мы приводим то, что лучше этого или подобно этому».
[Сура «аль-Бакъара», аят 106]
Вопрос отмены шариатских законоположений имеет свои условия, и для утверждения, что какое-то законоположение отменено, они должны быть соблюдены. Ученые единогласно упоминают около семи, и пока этих условий нет, кто-либо не имеет права заявлять об отмене чего-то. Кроме семи, есть еще пять условий, в которых имеются разногласия у правоведов. Данные условия изучаются в узких научных кругах.
Что же касается наложниц или рабов — эта тема не имеет отношения к отмененным положениям, а имеет отношение к правителю, потому что вопрос взятия рабов или рабынь связан с ведением военных действий мусульманского государства против немусульманского. Если правитель видит, что мусульман берут в плен и в рабство, то он тоже обладает правом брать врагов в плен или в рабство.
Если же правитель посчитает, что сегодня не подобает брать в плен или в рабство, то это его решение, на которое он имеет право как правитель.
Единственный законный случай, когда свободный человек может стать рабом, — только во время войны. Нет более другого пути в нашей религии. Нельзя украсть другого человека и сделать его рабом, как это делают некоторые личности сегодня. Единственный дозволенный и законный путь, когда человек может стать рабом, – только во время войны, и то, если правитель мусульман видит в этом пользу.
Если к нашим пленным отнеслись таким именно образом, то и мы имеем право отнестись к взятым в плен так же. На этом и основывается данная тема, а не на каких-то эмоциях или желаниях, что кто-то хочет иметь рабов или рабынь. Она зиждется на глобальной политике мусульманских государств и тех состояниях мира и войны, которые происходят вокруг этих государств. С этим согласны все ученые, и, насколько мне известно, в этом нет разногласий.
А Аллаху ведомо лучше.