Вопрос № 228:
«Наверное, ученые отвечали на этот вопрос: почему погиб ‘Абдуррахман ибн Мульджам, разве он не был искренен?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
‘Абдуррахман ибн Мульджам аль-Муради — для тех, кто не знает, — это убийца четвертого праведного халифа мусульман, ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Этот человек был известен своей набожностью, богобоязненностью и знанием Корана, был прекрасным воином, участвовал в открытии Египта для ислама и заслужил уважение многих сподвижников Пророка ﷺ. О нем очень хорошо отзывался ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, а ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, назначал его на важные должности в Египте. Некоторое время ‘Абдуррахман ибн Мульджам был сторонником ‘Али и поддерживал его, однако впоследствии стал последователем скверной секты хариджитов.
Брат спрашивает: «Почему Аллах погубил его, несмотря на его искренность?»
Мы знаем, что у поклонения есть два условия: искренность и следование Сунне. Если не соблюдается хотя бы одно из этих условий, то поклонение человека не принимается. Поэтому одной искренности недостаточно, иначе бы каждый, кто был искренним в своих заблуждениях, попал в Рай, будь он человек Писания, многобожник или коммунист. Искренность обязательно должна быть на основе следования Пророку ﷺ. Если человек не следует Пророку ﷺ, будь он хоть 1000 раз искренен — это не поможет ему. И если он внешне следует Пророку ﷺ, а внутренне является лицемером, не искренен в своем следовании — это тоже ему не поможет. Если одно из этих условий отсутствует, то человек впал в заблуждение, что и случилось с ‘Абдуррахманом ибн Мульджамом.
Второе важное замечание. Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе:
«Поистине, деяния оцениваются по их завершению».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 6607, т. 8, с. 124; Муснад Ахмада, хадис № 22835, т. 37, с. 488.
Поэтому сподвижники и последующие ученые не хвалили человека при его жизни, так как не знали, что с ним произойдет в дальнейшем. Если они высказывались в чью-нибудь поддержку или давали кому-нибудь рекомендацию для вступления на какую-либо должность, это было признание достоинств и заслуг человека в конкретный момент времени, а не пожизненная гарантия того, что он и дальше будет заслуживать всяческих похвал.
Любой человек может измениться, сбиться с пути, вообще выйти из религии, да убережет нас от подобного Аллах! Поэтому на любое дело нужно смотреть после его завершения. Прежде чем стать хариджитом, ‘Абдуррахман ибн Мульджам был примерным мусульманином, по крайней мере в глазах таких сподвижников как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Амр ибн аль-‘Ас, Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен ими Аллах. Он обучался Корану у Му’аза ибн Джабаля, но впоследствии стал заблудшим и причинил огромное зло этой религии.
Мы должны извлечь для себя урок из этой истории: не надо переходить границы в похвале кому бы то ни было из живущих, потому что любой человек может умереть на заблуждении, на вероотступничестве, на каких-нибудь сектантских взглядах. Нужно тщательно взвешивать каждое свое слово о других людях. И если мы хвалим кого-то, то следует уточнять, что это то, что мы знаем о нем на сегодняшний день, и дай Аллах ему стать еще лучше. И не нужно хвалить человека так, чтобы слова похвалы носили абсолютный характер, ведь в будущем они могут принести вред, особенно если прозвучат из уст ученых. Если впоследствии этот человек станет главой неверия или нововведения, то люди могут последовать за ним, опираясь на те хвалебные отзывы, которые он заслужил до того, как сбился с пути.
Однако если человек умер на Сунне, тогда нет проблем в том, чтобы хорошо отзываться о нем, хвалить его и приводить его в пример. А пока человек жив, никто не может знать, на чем он умрет. Только Аллаху известно, каким будет его конец.
А Аллаху известно лучше.