Вопрос №43:
У нас в республике, когда заходишь к человеку соболезновать, имам встает, поднимает руки и просит сделать ду’а, затем читает Аль-Фатиху — и так каждый раз, когда заходят новые люди. Является ли это Сунной? Если нет, то разъясните, пожалуйста, этот вопрос.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Поднимание рук во время мольбы является Сунной, как это упоминается в достоверном сборнике имама Муслима[1], где Пророк ﷺ говорит о человеке, который находился в пути, был в пыли и поднимал свои руки, говоря: «О, Господь мой!», и ему не было отвечено, потому что его еда была запретной, его питье было запретным, его одежда была запретной и так далее. В этом хадисе — указание на то, что он имеет все причины, которых достаточно для ответа на его молитву: он был в путешествии, в трудной ситуации, весь в пыли, уставший, и он поднимал руки с мольбой. Но, несмотря на это, Аллах не ответит ему, потому что его еда является запретной, и т. д. Из этого хадиса ученые вывели, что поднятие рук для мольбы является Сунной в основе своей.
Однако есть такие ситуации, когда это не является Сунной, как, например, во время хутбы — если имам во время хутбы делает ду’а, он не поднимает руки. Некоторые сподвижники, увидев в свое время правителей, которые поднимали руки во время джума, сделали им порицание[2], потому что Пророк ﷺ этого не делал, кроме как если это мольба для испрашивания дождя. В этом случае во время хутбы он поднимал, и люди поднимали за ним. Или же, например, ду’а во время молитвы: когда человек молится, он делает ду’а, и в это время ему тоже не надо поднимать руки; это те виды ду’а, в которых известно, что Пророк ﷺ не поднимал руки. И в том хадисе в Сахихе Аль-Бухари, который всем известен, что Пророк ﷺ не поднимал руки, кроме как для испрашивания дождя[3], имеется в виду во время хутбы, но не то, что он вообще не поднимал руки, когда делал ду’а. Напротив, он поднимал руки и во время Бадра[4], и в других ситуациях.
Что касается мольбы с группой людей, то известно, что Аллах ответил на мольбу Мусы и Харуна, мир им, когда Муса просил Аллаха, и Он ответил им обоим, сказав:
قَدْ أُجِيبَت دَّعْوَتُكُمَا فَاسْتَقِيمَا
«Ваша молитва (обоих) принята. Ступайте прямым путем».
[Сура «Йунус», Аят 89]
Ученые это объяснили так: во время ду’а возле Мусы стоял его брат Харун и говорил «амин», поэтому Аллах ответил им обоим. Потому как тот, кто говорит «амин» на ду’а человека, возле которого он находится, как будто бы сам делает это ду’а. Одним словом, разрешается делать ду’а с другим человеком или с группой людей.
Что касается именно данной ситуации, когда люди приходят на похороны мусульманина, встают старшие, и они вместе поднимают руки и делают ду’а, то я не вижу ничего запретного, потому что они делают ду’а за умершего, и это единогласно является дозволенным, в том числе если делают коллективно. Однако то, что они говорят (например, в конце ду’а надо читать суру Аль-Фатиха и так далее), то на это есть некоторые высказывания правоведов, которые не имеют под собой доводов.
Поэтому тот, кто считает, что недостаточно слов правоведов, и нужно доказательство от Пророка ﷺ и сподвижников, — не читает Аль-Фатиху, а просто читает ду’а за этого умершего.
Тот же, кто считает, что у этих правоведов есть довод, даже если он слабый, — когда он читает, то ему нет порицания, но более сильное мнение в этом вопросе, что во время ду’а Пророк ﷺ не говорил этого: «Читайте Аль-Фатиху». И, насколько мне известно, в Сунне Пророка ﷺ такого не встречалось, и я такого не знаю. Поэтому, если поднимают руки и делают ду’а, то пускай делают, нет в этом ничего страшного. Более того, это является благом.
А Аллаху ведомо лучше.