Вопрос №36:
Можно ли просить ради Аллаха и можно ли отказывать тому, кто попросил тебя ради Аллаха?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Для того человека, который просит кого-то ради Аллаха, это является дозволенным. Сказал Аллах в Коране:
وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ ۚ
«Бойтесь Аллаха, Которым вы просите друг друга».
[Сура «Ан-Ниса’», Аят 1]
Когда человек говорит: «Ради Аллаха сделай мне то-то», или «Скажи мне об этом», или «Оставь то или другое» — все это является дозволенным в основе своей. Однако у ученых есть разногласия: если кто-то просил тебя ради Аллаха о чем-то — является ли обязательным ответить ему или желательным? Шейх аль-Ислям Ибн Теймия, упоминая третье мнение, сказал: «Порой это является обязательным, а порой это является желательным, и даже бывают такие ситуации, когда это является дозволенным и может даже быть запретным».
Виды ответов:
1. Когда ответить на просьбу является уаджибом. Например, если человек попросил кого-то то, что является его правом, говоря: «Ради Аллаха прошу тебя, дай мне наставление», и это его право — мусульманин должен давать наставления своему брату, и ответить на его просьбу является уаджибом. Если человек должен ему деньги и говорит: «Прошу тебя, ради Аллаха, верни мне мои деньги», то он имеет право на это высказывание, он просит Аллахом и ради Аллаха, чтобы ему вернули его право. В этом случае тоже является уаджибом ответить на его просьбу, конечно же, если человек может на это ответить.
2. Ответ на просьбу является желательным, но необязательным. На это приводится пример, когда человек просит какое-то свое право, но у нескольких людей, не выделяя кого-то из них. К примеру, он заходит в помещение, где находится несколько человек, и говорит им: «Прошу вас, ради Аллаха, дайте мне наставление» или «Окажите мне помощь в еде» — то есть он никого конкретно не упоминает, а просит в общем этих людей. Является желательным кому-то из них ответить на его просьбу, после чего он снимет с других обязанность ответа. Если другие тоже захотят так сделать, то для них это является желательным.
3. Когда это бывает дозволенным – не обязательным и не желательным, а именно дозволенным? Например, кто-то попросил тебя ради Аллаха, и ты знаешь, что этот человек может солгать, что в некоторых вопросах его уже ловили на лжи. К примеру, он говорит, что у него нет еды, однако известно, что у него есть чем питаться, у него всё нормально, и есть большая вероятность его обмана. В этом случае является дозволенным ответить ему, а не обязательным или желательным.
4. Когда кто-то просит Аллахом или ради Аллаха то, на что не имеет никакого права, например, чтобы ты открыл ему какой-то секрет или то, что происходит между тобой и твоими родителями, или твоей супругой, или твоими детьми, — то есть его не касается, и тому подобное; или какое-то имущество, которое не имеет к нему отношения. Говоря: «Ради Аллаха, подари мне свой дом» или «Подари мне свою машину» и т. д., он не имеет к этому всему никакого отношения и не имеет право просить это. Поэтому в данной ситуации не является ни обязательным, ни желательным, ни дозволенным отвечать ему. Более того, может быть, даже это будет запретным. Например, если ты говоришь ему какие-то секреты, которые знаешь ты, но которые ему знать не надо, и тому подобное.
Поэтому, как мы уже сказали, если кто-то попросил ради Аллаха, анализируются все эти ситуации, и какая подходит к тому или иному действию — на той и делают основу.
5. Запрещено просить ликом Аллаха, говоря: «Ради Лика Аллаха, сделай мне то-то». Ликом Аллаха можно просить только Рай у Него же. Все остальные виды просьб мирского и тому подобного характера являются запретными, как на это указывают ученые Ислама.
А Аллаху ведомо лучше.