Вопрос №104:
Возле мечети собираются женщины и просят подаяние, держа в руках плакаты, где пишут о своей проблеме. По внешнему виду они похожи на цыганок, которые известны обманом людей. Есть те, кто дает им милостыню, и есть те, кто прогоняет их. Некоторые же советуют им обратится к имаму, после чего проверят достоверность их просьбы, и если проблема подтвердится, то им окажут помощь.
Как по Сунне обходиться с такими просящими, можно ли их прогонять, ведь с каждым днем их становится все больше и больше?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Имам Абу Дауд назвал в своем сборнике главу: «باب المسألة في المساجد» — «Глава о просьбе милостыни в мечетях» — и привел хадис, который многим известен, когда Пророк ﷺ спросил сподвижников: «Кто из вас сегодня накормил бедного?» Абу Бакр ответил, что он зашел в мечеть и увидел там просящего, которому он дал милостыню[1]. Отсюда имам Абу Дауда вывел в оглавление, что разрешено просить в мечети. Однако известно, что в иснаде этого хадиса есть слабые передатчики, о которых сказал имам Насаи.
Поэтому, если рассматривать ситуацию со стороны Сунны, то мне не неизвестно ничего достоверного, что бы указывало на разрешение или запрет подобного действия.
Но мы знаем, что Аллах говорит в Коране:
وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ
«А что касается просящего, то не отгоняй его».
[Сура «ад-Духа», аят 10]
Исходя из вышеприведенных слов Всевышнего, запрещается человеку отгонять просящего, даже если он думает, что тот является не совсем честным. Ведь человек может и не знать ситуацию просящего, и может показаться, что он лжет, но на самом деле он может быть и честным.
С другой стороны, Аллах, Свят Он и Велик, говорит нам:
تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْ لَا يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافًا ۗ
«Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво».
[Сура «аль-Бакъара», аят 273]
То есть мы узнаем тех, кто нуждается, по определенным качествам: они не станут просить у людей, будучи настойчивыми, приставая к ним. На самом деле те, кто поистине нуждается, не просят с таким усердием, привязываясь к людям. Поэтому человек должен находить между этими двумя аятами какую-то середину: с одной стороны — стараться не грубить им, не отгонять их; с другой же стороны — он должен смотреть, и если эти люди по внешним признакам не пристают к прохожим, не усердны в этой просьбе, однако нуждаются, то в этом случае он помогает им.
Так же день джум’а известен тем, что саляфы давали милостыню в этот день. Многие из них, когда приходили на пятничную молитву, не уходили, не дав садакъа, и это известно из истории наших праведных предшественников. Поэтому надо приучать к этому себя и своих детей, чтобы день джум’а был днем, когда человек дает садакъа, уделяет внимание неимущим и смотрит на их нужды, кормит их и тому подобное. Все это, несомненно, является возвеличиванием этого дня, а также тех поклонений, которые в нем узаконены.
А Аллаху ведомо лучше.