Вопрос №34:
Выехав на какое расстояние, человек может совершать свои намазы как путник?
Если человек остановился в определенной местности, сколько дней он может совершать молитву как путник: четыре дня, или пятнадцать, или пока он не вернется домой, сколько бы он ни пробыл там, он является ли путником?
Если человек выехал в запретный путь, можно ли совершать намазы как путник?
Я в Москве, сам из Кабардино-Балкарии. В Москве пробки ужасные, и иногда делать вовремя намаз не получается, а время между намазами очень короткое. Можно ли сокращать и совмещать намазы, независимо от того, сколько дней, или месяцев, или лет я буду находиться в Москве?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
- Количество рака`атов в молитвах.
Аллах облегчил этой умме в том, что касается молитвы:
— эта молитва была предписана в пятидесятикратном размере, то есть количество молитв в день составляло пятьдесят, после чего Аллах довел их до пяти молитв в день;
— затем эта молитва была узаконена в виде двух рака`атов;
— после этого Аллах оставил два рака`ата для путешествия и сделал обязательными молитвы из двух, трех и четырех рака`атов, то есть к каким-то молитвам ничего не добавилось, а к каким-то добавились один или два рака`ата.
Известно, что сокращение молитвы возможно только для того, кто находится в пути. Сокращения бывают только для обеденной — зухр, послеобеденной — `аср и ночной молитв — `иша, состоящих из четырех рака`атов, которые в пути сокращаются до двух рака’атов, а молитвы в два рака’ата — фаджр — и в три рака`ата — магъриб — не сокращаются.
- Расстояние пути для путника.
Некоторые ученые сказали, что путешествием считается то расстояние, которое более 89 километров. Если человек выехал из своего населенного пункта на один километр или даже если он отошел на несколько шагов от него и при этом он намеревается отправиться в этой поездке на более чем 89 километров, то он уже считается путником.
Другие же ученые в этом вопросе возвращаются к обычаям народа. То, что в том или ином народе считается путешествием, — является путешествием, а то, что в народе не считают путешествием, — не является. Соответственно, молитва для этого пути не сокращается. Однако это второе мнение является расплывчатым и непонятным, поэтому большинство имамов определило более приемлемым то мнение, которое я упомянул ранее, то есть 89 километров, что и считались путешествием во времена Пророка ﷺ, где сокращались и совмещались молитвы. Стало быть, именно первое мнение является более близким к истине. Обязательно должен быть порядок в этом вопросе, потому что вопрос молитвы — это вопрос столпа религии, и нельзя его оставлять без определенности.
Кто-то может сказать: «Раз шариат не сделал для этого рамки, то зачем нам делать эти рамки? Разве нельзя это оставить в обычаях людей?» Если мы оставим это в обычаях людей, то в том обществе, в котором это было таковым, в обществе сподвижников, не было проблем, ибо это общество было самым знающим и богобоязненным, и не открывались двери для шайтана в этом обществе в подобных вопросах. Однако сегодняшнее общество отличается от того, где люди открыли себе двери для сомнительного и использовали в своих целях то, что можно интерпретировать по-разному. Поэтому в наши времена то мнение, которое мы упомянули первым, является более сильным.
- Сколько дней человек считается путником после прибытия в место назначения?
Пока он считает себя путником и, находясь там, не обживается в местности; не снимает квартиру или номер в гостинице на много дней; в любой день, в любую минуту он может уехать, будучи в «чемоданном настроении»; или ждет какой-то вести или чего-то другого, то он является путником, даже если он пробыл там таким образом месяцы и годы. Если же он снимает себе квартиру на месяц, на два, на полгода или год, делает себе документы, поступает в какое-то учебное заведение или на работу — понятно, что он уже не является путником, а является «мукъим», то есть тем, кто обжился в этой стране, или городе, или селении. Поэтому здесь вопрос возвращается к его намерению.
Второе мнение в этом вопросе — это четыре дня, о которых упоминают большинство ученных. Если человек прибыл в какую-то страну или город, и он хочет там пробыть четыре дня и менее этого, то он путник. Если же он хочет там пробыть более, чем 4 дня, то он уже не является путником и с первого дня не сокращает и не совмещает молитвы.
- Жизнь мусульманина в мегаполисе: г. Москва.
По поводу вопроса о том, можно ли сокращать и совмещать намаз брату, находящемуся в Москве, где, исходя из контекста вопроса, стало понятным, что он там проживает и занимается каким-то делом, то, по единогласному мнению ученых, ему запрещается сокращать молитвы, потому что он не считается путником. Иначе говоря, ему нельзя молиться зухр, аср или `иша — двумя рака`атами, потому что, как я ранее уже сказал, сокращение молитвы разрешено только путникам.
Что-же касается совмещения молитвы, то известно, что это дозволяется при необходимости, и если у человека возникла эта необходимость, то он имеет право объединять молитвы. Известно, что Пророк ﷺ в Медине совмещал молитвы без страха и без дождя[1], на основе чего ученые дозволили совмещать молитвы при необходимости. Например, бывает, что у хирурга операция длится 8–12 часов, и невозможно прервать ее, в противном случае это может угрожать жизни человека. Поэтому врач имеет право совместить молитвы. Так же — пожарники, спасатели, бригады «Скорой помощи» и представители подобных профессий, которые являются важными в обществе, спасающими жизни людей. Для них бывает невозможным вовремя совершить молитву, что также попадает в категорию необходимости, при которой мусульманам разрешается объединять две молитвы: обеденную с послеобеденной, вечернюю с ночной. Разрешается и больному человеку объединять молитвы; женщине, у которой— болезненные кровотечения; и тому подобные ситуации.
Но вернемся к содержанию вопроса. Если ты просто едешь по городу, и время между молитвами короткое, то эта ситуация не дозволяет тебе объединять молитвы, ибо у тебя должна быть на это необходимость. Ведь подобные слова могут сказать и остальные мусульмане этого города: «Мегаполис; тут мало мечетей; где нам молиться и т. д.». На это Пророк ﷺ сказал следующее:
«وَجُعِلَتْ لِيَ الْأَرْضُ مَسْجِدًا وَطَهُورًا»
(«Мне Аллах сделал эту землю мечетью и очищением»)[2], то есть можно молиться в любом месте, где нет наджаса.
Поэтому те мусульмане, которые живут в подобных городах, должны быть более внимательными к своей религии, ведь они находятся не среди мусульман, а в городе, где мало мечетей, и нет сомнения, что они должны нести какую-то ответственность, раз выбрали такую местность. Соответственно, они должны еще сильнее придерживаться религии, дабы не впасть в уподобление неверующим и тому подобное. Вера их должна быть еще крепче, чем у тех, кто живет среди мусульман, потому что они находятся в опасности.
В чем разница между объединением молитв путника и объединением молитв не путника? Путник может объединять молитвы даже без необходимости, когда как не путник не имеет права их объединять, кроме как по необходимости, в подобных ситуациях, которые мы упомянули выше.
- Совершение молитвы в путешествии ради греховного.
В этом вопросе есть разногласия, и более сильное мнение состоит в том, что это является запретным для него, потому что «ар-рухас» — послабления, которые шариат дал путнику, — касается того, кто выехал в дозволенный путь, но не того, кто выехал в запретный. Например, кто-то отправился в ту или иную страну, где распространяется нечестие, спиртное и т. д., для того, чтобы прибегнуть к этому нечестию. Такому человеку запрещается и совмещать, и сокращать молитвы, потому что его путь в основе своей является запретным, и ему вообще запрещается выезжать в эту дорогу нечестия. А все то, что в основе является запретным, что строится на этом фундаменте, тоже является запретным.
А Аллаху ведомо лучше.