Ответы на вопросы

Положение «скрытого» никяха в Исламе

Вопрос № 7:
Может ли являться действительным никях, о котором не знают родственники и никто, кроме свидетелей?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

По наиболее сильному мнению ученых, обязательным условием никяха является распространение среди людей вести о том, что такой-то мужчина и такая-то женщина заключили брачный союз. Тот же никях, который проведен без этого условия, является аннулированным и недействительным.

Мы — не сектанты рафидиты, которые широко практикуют скрытые никяхи. Однако мы — из числа Ахлю Сунна уаль-Джама’а, тех мусульман, которые находятся по всему миру со времен Пророка ﷺ, и у нас все предельно открыто.

Если человек женится на первой, второй, третьей или четвертой жене, то он не имеет права скрывать это, потому что открытость и обобщенность являются условием для никяха.

Что делают некоторые? Женятся при свидетелях и просят их хранить это в тайне, превращая в аманат. Без сомнений, это является запретным! Для чего он тогда является свидетелем, если он должен это скрывать?! Он должен говорить людям о том, что этот парень является мужем, а эта девушка — его женой. Но от их свидетельства нет смысла, если они собираются скрывать факт бракосочетания, что и нарушает главное условие действительности никяха. Соответственно, так называемый «аманатный» никях не имеет места: он аннулирован, и его надо переделать согласно тем канонам Ислама, которые узаконены в этой религии.

Здесь также уместно упомянуть об очень важном моменте, который часто многие забывают. Приводится в достоверном хадисе от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ» — «Нет никяха, кроме как с уали (опекуном)»[1].

Аль-Уали — это опекун девушки, которым, в первую очередь, является ее отец; если нет отца — то ее дед; если нет деда — то ее дядя по отцу; если нет дяди по отцу — ее родные братья; если нет братьев — ее достигшие совершеннолетия сыновья. Все эти люди являются опекунами, которые могут выдать ее замуж именно в той последовательности, которую мы упомянули.

В присутствии отца опекунство не переходит ни к кому другому, и никто не имеет права выдавать ее замуж при отце. Здесь следует обратить внимание на слова хадиса: «Нет никяха…», то есть он аннулирован и не имеет места, кроме как с опекуном.

В том случае, когда у женщины нет отца, а остальные опекуны не молятся, кроме родного брата, может ли он быть ее опекуном?

Известно, что в вопросе молитвы у ученых есть разногласия. Если человек считает себя мусульманином и не молится по невежеству или безалаберности, не отрицая, что это столп Ислама, то по поводу него ученые разошлись во мнениях. Поэтому человек, захотевший жениться на девушке, чьи родители не молятся, не имеет права применить по отношению к ним мнение, выводящее их из Ислама. Однако он может использовать это мнение в том, что касается его самого и его родственных связей. Если он считает тех, кто не молится, немусульманами, то он использует это мнение в отношении своих родственников: он не берет наследство своих родителей, не хоронит их на кладбище с мусульманами, не молится за ними джаназа, относится к своим родственникам как к неверным и так далее.

Что же касается чужих людей, то на основе вопроса, который имеет разногласия, он не имеет права лишать опекунства отца той, на которой он хочет жениться.

Известно, что в данном вопросе есть разногласие, и некоторые ученые сказали, что они грешники и понесут за это наказание, но все же считаются мусульманами. Является ошибкой, когда, не разобравшись в ситуации, говорят: «Родители этой сестры не молятся, значит, они не мусульмане, и у нее нет опекунов, соответственно, надо найти ей уали». После этого находится какой-то брат, который никем ей не является, и выдает ее замуж.

Нет сомнения — подобные браки запретны. Их следует переделать. Заключившие подобный брак обязаны вернуться к первоначальной правильной основе. Даже если этот жених не считает ее опекунов мусульманами, то ведь на данный момент эта девушка не является его родственницей, чтобы он этим законоположением аннулировал опекунство других людей. Он имеет право делать это по отношению к себе, и только. Однако в той стране или в местности, где фетва ученых гласит, что они являются мусульманами, он не имеет права лишать их опекунства, это не в его власти. Соответственно, они остаются ее опекунами, и он не имеет права жениться на ней без их разрешения.

А Аллаху ведомо лучше.