Вопрос №176:
Если дети после развода живут с матерью, то обязан ли отец обеспечивать своих детей жильем, если в родительском доме бывшей жены его детей часто притесняют? Должен ли он давать средства на пропитание, одежду, образование? Объясните, пожалуйста, обязанности отца по отношению к детям, независимо от того, разведены супруги или нет.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Независимо от того, находятся родители в разводе или нет, дети остаются их детьми, поэтому и отцу, и матери необходимо относиться к ним таким образом, как это установлено в нашей религии.
В шариатских текстах можно найти мало информации, касающейся разъяснения обязательств родителей по отношению к своим детям. При этом гораздо больше сведений о том, что касается обязательств детей по отношению к родителям. Кто-то может задаться вопросом: «Почему в многочисленных аятах Корана и хадисах говорится о том, как мы должны хорошо относиться к родителям, и в меньшей степени о том, как хорошо мы должны относиться к своим детям?»
На это ученые отвечают так: «Человек всегда по своей природе относится к своим детям так, как подобает. Но именно в силу своей природы тот же человек, когда становится взрослым, к сожалению, отдаляется от своих родителей, потому что у него появляется своя семья, собственные дети, важные дела. Именно поэтому шариат упоминает права родителей в большей степени, чем права детей, дабы не было со стороны детей по отношению к родителям холода, черствости или, чего хуже, — разрушения отношений, как это, к сожалению, встречается».
Чтобы приблизить нас к родителям, напомнить о тех правах, которыми они обладают, Всевышний Аллах во многих аятах упоминает о них, говоря:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعۡبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنًاۚ
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям».
[Сура «аль-Исра», аят 23].
Обратите внимание! Сразу после поклонения Аллаху упоминается хорошее отношение к родителям, на что также указывают другие многочисленные аяты и хадисы.
Что же касается хорошего отношения к детям, то оно является естественным. А на то, что в природе человека является естественным и не нуждается в каком-то отдельном напоминании и объяснении, Шариат не обращает пристального внимания, такого, как на то, к чему его нужно побуждать, в частности — благое отношение к родителям. Но даже несмотря на это, мы находим в текстах Шариата указания о хорошем отношении к детям.
Говорит Всевышний Аллах в Коране:
يُوصِيكُمُ ٱللَّهُ فِيٓ أَوۡلَٰدِكُمۡۖ
«Аллах заповедует вам относительно ваших детей».
[Сура «ан-Ниса», аят 11].
Также передается в достоверном хадисе, который привел Муслим, да помилует его Аллах, со слов Посланника Аллаха ﷺ:
«У твоих детей на тебя есть право».
— Сахих Муслима, хадис № 1159, т. 3, с. 162.
Это означает, что родитель обязан выполнять по отношению к своим детям то, что на него возложено.
Известен случай, произошедший с ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, когда к нему пришел человек и сказал: «О, повелитель правоверных, поистине, мой сын относится ко мне неподобающе!» И это рассердило ‘Умара, после чего он сказал: «Позовите его сына!», и, когда тот пришел, ‘Умар спросил его:
— Как может сын относиться к своему отцу неподобающе!?
— О, повелитель правоверных, есть ли у родителей по отношению к детям права и обязанности? — в свою очередь, спросил сын того человека.
— Конечно, есть! — ответил ‘Умар.
— А каковы они?
— Выбрать хорошую мать, дать ребенку благое имя и научить Книге (т. е. Корану и Сунне).
— Поистине, мой отец не выполнил ничего из этих трех обязанностей: моя мать была многобожницей; он не дал мне хорошего имени, и я с детства пожинаю плоды этого; также он не научил меня Корану и Сунне».
После услышанного ‘Умар повернулся к его отцу и сказал: «Как же ты хочешь, чтобы к тебе относились приемлемо, если ты нарушил все, что можно нарушить!?».
Поэтому, несомненно, по отношению к детям у родителей есть обязательства, которые ученые делят на пять категорий, опираясь на пять важных основ, установленных и охраняемых шариатом в нашей жизни: это религия, здоровье, разум, имущество и родословная. Это так называемые «الضرورات الخمس» — «пять необходимых вещей», которые Шариат охраняет для всех людей и стремится их укрепить.
Во-первых, это религия. Родители обязаны научить детей единобожию. Тут первыми приходят на ум слова Лукъмана, мир ему, увещевающего своего сына:
وَإِذۡ قَالَ لُقۡمَٰنُ لِٱبۡنِهِۦ وَهُوَ يَعِظُهُۥ يَٰبُنَيَّ لَا تُشۡرِكۡ بِٱللَّهِۖ إِنَّ ٱلشِّرۡكَ لَظُلۡمٌ عَظِيمٞ ١٣
«Вот Лукъман сказал своему сыну, наставляя его: «О сынок мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»».
[Сура «Лукъман», аят 13]
Первой и наиважнейшей обязанностью родителей по отношению к детям является воспитывать их на единобожии, с которым пришли все пророки и посланники. Необходимо воспитать детей на правильном понимании выражения «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха».
Существуют и другие религиозные обязанности у родителей, такие как обучение детей очищению, молитве, посту и всему тому, что должен выполнять человек из поклонения. Процесс обучения и прививания религиозных обязанностей детям происходит у каждого в свое время и тем способом, который наиболее полезен, в зависимости от их возраста, сил, понимания и т. д. Начать исполнять свои религиозные обязанности родители должны с самого момента рождения детей, когда они приносят в жертву за сына двух барашек, а за дочь — одну.
Во-вторых, это здоровье. Родители должны создать ребенку такую обстановку, где он будет отдален от всего того, что вредит его здоровью.
Арабы во времена джахилии убивали своих дочерей из-за боязни, что не смогут их прокормить. В то время ценились только мальчики, так как они охотились, рыбачили, водили караваны, тем самым зарабатывая на жизнь. А девочки, по мнению арабов, не приносили большой пользы семье. Поэтому от них и избавлялись в раннем детстве.
Всевышний Аллах говорит об этом мерзком обычае арабов в Коране:
وَلَا تَقۡتُلُوٓاْ أَوۡلَٰدَكُمۡ خَشۡيَةَ إِمۡلَٰقٖۖ نَّحۡنُ نَرۡزُقُهُمۡ وَإِيَّاكُمۡۚ
«Не убивайте ваших детей, опасаясь нищеты. Мы дадим удел (пропитание) им и вам».
[Сура «аль-Исра», аят 31]
В-третьих, это разум. Необходимо отстранять детей от всего, что ведет к нарушению их разума, затмевает, портит или плохо влияет на них. К этому относятся просмотр плохих фильмов и мультфильмов, чтение бесполезных книг, времяпрепровождение за порицаемыми сайтами в интернете. Также к этой категории относятся алкогольные напитки, наркотические препараты и тому подобное. От всего этого необходимо отстранять своих детей, чтобы не пострадал их разум. Доводом на это являются слова нашего Пророка ﷺ в достоверном хадисе:
«Каждый из вас пастырь, и каждый будет отвечать за свою паству».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 893, т. 2, с. 5; Сахих Муслима, хадис № 1829, т. 6, с. 7[1].
В-четвертых, это имущество. Родители должны сохранить и передать своему ребенку то имущество, которым владеют. Исключением являются случаи, когда человек совершил одно из трех действий, запрещающих ему это имущество: когда он является рабом, убил своего отца или вышел из религии. Во всех остальных случаях ребенок наследует от своего родителя-мусульманина.
В достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, передается известная история от Са’да ибн Абу Уаккъаса, одного из десяти сподвижников, обрадованных при жизни Раем, да будет доволен ими Аллах. Когда Са’д тяжело заболел, Посланник Аллаха ﷺ пришел навестить его, и он сказал ему: «Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он ﷺ сказал: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А половину, о Посланник Аллаха?» Он ﷺ сказал: «Нет». Тогда Са’д спросил: «А треть, о Посланник Аллаха?» Он ﷺ сказал:
«Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными имущества и (вынужденными) просить у людей!».
— Сахих Муслима, хадис № 1628, т. 5, с. 71.
В-пятых, родословная. Мужчина должен выбрать порядочную жену, которая родит ему детей. И девушка должна выбрать порядочного мужчину, который станет достойным отцом для ее детей.
Их никях должен быть правильным, а не сомнительным, скрытым, без уалия (опекуна), как у шиитов и сектантов. Если человек не обратит должного внимания на этот момент, то впоследствии это обернется против его ребенка, которому будут говорить, что он рожден от сомнительного брака. Родословная в этих вопросах имеет большое значение. Мусульмане должны быть далеки от запретных видов никяха, и их дети должны рождаться халяльным и очевидным способом.
Передается в достоверном хадисе, что Пророк ﷺ сказал:
«Женитесь на любящих и рожающих, поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами!».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 2050, т. 2, с. 374; Сунан Ан-Насаи, хадис № 3227, т .6, с. 65.
Община Мухаммада ﷺ — самая многочисленная из всех общин.
В заключении скажем, что следует обратить внимание на эти пять важных вещей, которые охватывают практически все, либо прямо, либо косвенно. Туда входит также и обеспечение ребенка питанием, жильем, одеждой. Все это ложится на плечи родителей, и в особенности — на отца, а не на мать. Независимо от того, разведены они или нет, отец обязан обеспечивать детей всем тем, что им необходимо, из того, что мы упомянули, а также из того, что мы не успели упомянуть, но является известным в нашей религии.
А Аллаху ведомо лучше.