Вопрос № 97:
«Дозволено ли праздновать день рождения Пророка ﷺ?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Известно, что на сегодняшний день многие празднуют Маулид нашего Пророка ﷺ в месяц Раби́’у ль-аууаль, считая, что рождение Пророка ﷺ обязывает к тому, чтобы мы отмечали этот день какими-либо благими деяниями, как: садакъа, чтение его Сиры, чтение каких-то стихов и тому подобное.
Самым сильным доводом тех, кто говорит о дозволенности Маулида, является хадис, который приводится в сборнике имама Бухари e, о том, что, когда Пророк ﷺ пришел в Медину и узнал, что иудеи постятся в день ‘Ашура, то спросил их: «Почему они постятся в этот день?» Они ответили: «В этот день Аллах спас Мусу и его народ от Фараона и его армии, и мы постимся в благодарность за это спасение». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал:
نَحْنُ أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ
— «Мы больше имеем прав на Мусу, чем вы», — и повелел поститься в этот день[1].
Из-за этого хадиса некоторые сделали вывод, что день великого блага в той или иной умме, в том или ином народе дозволено выделять каким-то поклонением. И так как самым великим благом для уммы мусульман является рождение Пророка ﷺ, то дозволяются в этот день благие деяния: раздача милостыни, чтение Корана, Сиры Пророка ﷺ и тому подобное. Однако в отношении этого мы скажем следующее.
Во-первых: нет сомнения, что этот довод неуместен в данном контексте, потому что он говорит о совсем другом событии.
Во-вторых: если бы это было таковым, то, кроме рождения Пророкаﷺ, в его истории было намного больше событий не меньшей важности, как, например, его вход в Мекку или первая победа над многобожниками в битве при Бадре и другие. И если мы проведем такую же аналогию, следуя логике этих людей, то нам придется объявить каждое из этих событий праздником, как, например, праздник победы при Бадре, праздник по случаю входа мусульман в Мекку, праздник по случаю последней хутбы Пророка ﷺ и так далее. Однако до нас не дошло подобное ни от Пророка, ﷺ ни от его сподвижников.
В-третьих: лучшее поколение мусульман — это сподвижники, и они лучше всех понимали Откровение, ближе всех знали Пророка ﷺ, выполняли больше праведных деяний, чем все остальные люди после них, и никто из них не практиковал этот Маулид ни после смерти Пророка ﷺ, ни при его жизни. Тем, кто скажет, что при жизни Посланник Аллаха ﷺ запретил бы им это из-за своей скромности, мы ответим, что и после его смерти никто из сподвижников не отмечал его день рождения, хотя у них для этого были все возможности и не имелось факторов, запрещающих данное действо. И если бы это не было запретным в религии, они, несомненно, отмечали бы его день рождения.
Все три позиции, которые мы упомянули, опровергают самый сильный довод людей, которые дозволили делать Маулид.
Известно, что Маулид был впервые зафиксирован в шестом веке по хиджре, когда к власти пришли фатимитские халифы, захватившие Египет и Северную Африку. Мы их называем фатимитскими халифами, хотя на самом деле они никакого отношения не имеют к Фатиме, дочери нашего Пророка ﷺ. Они придумали эту родословную, дабы люди их уважали, однако они не относятся ни к роду Пророка ﷺ, ни к роду сподвижников. Эти люди были преступниками, которые захватили власть и распространили многобожие и нововведения в исламской умме.
Правители фатимитского государства были первыми, кто объявил Маулид по случаю дня рождения Пророка ﷺ, уподобляясь в этом неверным, которые сделали праздником день рождения ‘Исы 8. Они сказали, что наш Пророк ﷺ тоже достоин того, чтобы отмечать его день рождения.
Однако мы видим, что шестой век по хиджре — это уже век, когда не было ни сподвижников, ни таби’инов, ни великих четырех имамов, которые были далеки от этого настолько, что тот, кто будет искать в словах этих людей что-то про Маулид, не найдет этого, потому что этого не было в реальности, об этом вообще не думали, не размышляли, не хотели делать, и это было запретным. И если мы посмотрим на последователей мазхабов, которые сформировались позже, то в каждом из них найдем, как имамы этих мазхабов упоминают, что это является запретным и порицаемым делом.
Таким образом, то, что сегодня этот месяц хотят сделать праздником по случаю дня рождения Посланника Аллаха ﷺ, является нововведением. Как сказал Пророк ﷺ, в хадисе, который приводят имамы аль-Бухари и Муслим:
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ
— «Тот, кто придумал в этом нашем деле что-то, чего в нем нет, то оно отвергнуто»[2].
Этого не было в религии ни нашего Пророка ﷺ, ни сподвижников, ни таби’инов, ни великих имамов Сунны, ни великих имамов фикъха. Поэтому нет никакого сомнения в том, что это является запретным и нововведением.
А Аллаху ведомо лучше.