Вопрос № 139:
«При переходе на земной поклон во время намаза что сначала следует ставить на землю: руки или колени?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Этот вопрос имеет большую историю, так что еще со времен сподвижников в нем есть разногласия. Самое интересное, что все те хадисы, которые приводятся от Посланника Аллаха ﷺ в его высказываниях или действиях, указывающих на эту тему, являются слабыми и недостоверными. Это согласно более сильному мнению мухаддисов, а в частности тех, которые являются имамами в данной науке, ранними учеными указанной специализации.
Что же касается сподвижников, то некоторые из них считали, что во время земного поклона прежде надо класть на землю руки, а затем колени. И это было мнение имама и сподвижника ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, которое приводится в сборнике имама Бухари «му’аллякъан», то есть без иснада[1].
Что же касается его отца ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, то также с достоверной цепочкой приводит имам ат-Тахауи[2], что он опускал сначала колени, а потом руки. То есть от отца и от сына есть разные версии, что и влечет собой разногласие. Также подобное приводится от ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал, что сначала опускаются на землю колени, а затем руки[3].
Таким образом, оба вышеприведенных случая являются достоверными. Поэтому ученые в этом вопросе остались единогласны в том, что оба действия дозволены[4]. Однако большая часть правоведов считает, что лучше класть сначала колени[5], а меньшая часть из них считает, что лучше класть руки, исходя из предания от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
В конечном итоге, а Аллаху ведомо лучше, более сильное мнение как будто бы заключается в том, что этот вопрос возвращается к самому человеку и к тому, как ему удобней совершать земной поклон. Так, например, как показывает практика, человеку, который состарился или переносит болезнь, легче и удобнее делать суджуд, если он будет класть руки прежде колен. Что же касается того, кто не болен и не стар, то для него удобнее опускать сначала колени. И, скорее всего, разногласие, которое есть среди имамов, возвращается к тому, что Пророк ﷺ порой делал так, а порой — иначе.
В любом случае, как мы уже сказали, единогласное мнение ученых заключается в том, что все это является дозволенным.
А Аллаху ведомо лучше.