Вопрос № 127:
Каким образом нужно брать полное омовение?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Причинами для обязательного совершения полного омовения являются шесть ситуаций. Как о них сказал поэт:
Причинами для обязательного совершения полного омовения являются шесть ситуаций. Как о них сказал поэт:
ويلزم الغسل من الخروجِ
للماء دفقاً أو من الولوجِ
والحيض والنفاس والإسلام
والموت تتميماً لذي الأحكام
Первое, что упоминает поэт — при близости мужчины и женщины, — у обоих может выходит семенная жидкость, называемая «المَنِىٌّ» — «аль-маний», — при извержении которой они чувствуют наслаждение. В этом случае является обязательным взять полное омовение «аль-гъусль».
Здесь следует разобрать две разные ситуации:
— если человек во сне увидел близость и почувствовал при этом наслаждение, но проснувшись, не обнаружил никаких следов выделений, то у него состояние полного омовения не нарушилось, и совершать его не обязательно;
— если же человек наяву почувствовал, как семя передвинулось внутри него, но не изверглось, и при этом он испытал наслаждение, то, по более сильному мнению ученых, у него нарушилось состояние полного омовения, и ему обязательно нужно совершить «гъусль». Если после совершения полного омовения он обнаружит следы выхода «маний», но без сопутствующего наслаждения, то ему уже не нужно заново брать «гъусль», так как он уже совершил его по той причине, которая имела место.
Таким образом, условием для «гъусля» является испытать наслаждение при выходе «аль-маний».
Исходя из вышесказанного, некоторые правоведы упомянули следующие причины, при которых «гъусль» обязателен.
Первая причина: когда «аль-маний» вышла с наслаждением.
Вторая причина: когда «аль-маний» не вышла, но человек почувствовал ее передвижение в теле и при этом испытал наслаждение.
Третья причина: «الولوج» — когда между мужчиной и женщиной возникла близость. Даже если при этом не произошло извержения «аль-маний», совершение полного омовения является обязательным, как это приходит в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима[1].
Четвертая причина: «الحيض» — месячный цикл у женщин, по завершении которого «гъусль» обязателен.
Пятая причина: «النفاس» — послеродовые кровотечения у женщин, по завершении которых «гъусль» также обязателен.
Шестая причина: «الإسلام» — «гъусль» при принятии Ислама, по поводу чего ученые разногласят: некоторые говорят, что при этом полное омовение обязательно, но более сильное мнение, что в этом случае «гъусль» не обязателен. Потому что после принятия Ислама огромным количеством людей Пророк ﷺ не говорил ни одному из них, чтобы они совершили полное омовение. Однако если человек принял Ислам, то он обязан сразу же начать молиться, для чего и должен взять полное омовение, а не по причине принятия им Ислама. Ведь мы не можем сказать женщине, принявшей Ислам во время ее месячного цикла, чтобы она совершила полное омовение. Отсюда мы понимаем, что принятие Ислама не является причиной для совершения полного омовения.
Седьмая причина: «الموت» — когда человек умирает, то является обязательным совершить полное омовение покойному и приготовить его к загробной жизни.
Таким образом, перечисленные шесть причин (а некоторые сказали, что их семь), с учетом разделения первой причины на две ситуации, — это все то, что обязывает мусульман к совершению большого омовения.
Для объяснения условий, столпов и сунан (желательных действий) при омовении, а также факторов, нарушающих его, нам потребуется несколько уроков, потому что это большая тема. Однако вкратце, исходя из двух хадисов Айши и Маймуны[2], да будет доволен ими Аллах, приведенных у имамов аль-Бухари и Муслима, Пророк ﷺ брал омовение таким образом:
— сначала он мыл руки;
— затем омывал аурат, т. е. те места, где может быть наджас (нечистота);
— после этого совершал малое омовение, как для молитвы;
— после он омывал голову трижды, наливая на нее воду;
— затем мыл все свое тело;
— и в последнюю очередь мыл свои ноги, отойдя немного от того места, где он стоял.
Это, в общем, то, что пришло из достоверной Сунны, как брал полное омовение наш Пророк ﷺ.
Некоторые ученые сказали, что полное омовение бывает совершенное, упомянутое выше, и минимальное. На минимальное омовение мне не известен довод из Сунны Пророка ﷺ, но, может быть, он и есть. Однако ученые говорят, что минимальное омовение содержит в себе только уаджибы, и никаких сунан в нем не делается, чем можно воспользоваться при малом количестве воды.
В основе своей человек должен совершать полное омовение так, как его делал Пророк ﷺ.
А Аллаху ведомо лучше.