Вопрос № 203:
«Слышал от братьев о том, что после совершения греха ангел в течение шести часов не записывает этот грех, ожидая, что человек покается. Так ли это на самом деле?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
В достоверных сборниках изложено, что Пророк ﷺ передает от Всевышнего Аллаха, который сказал:
«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет совершение целого доброго дела; если человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним совершение от десяти до семисот и даже многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, Аллах запишет за ним одно дурное дело»».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 6491, т. 8, с. 103; Сахих Муслима, хадис № 131, т. 1, с. 83[1].
Из данного хадиса мы видим, что запись ангелов происходит сразу, за все, что сказал или сделал человек или даже просто вознамерился. Исключением является ситуация, когда он вознамерился совершить греховное и не сделал этого, — в этом случае ему записывается благое деяние.
Но это при условии, если он не сделал это греховное ради Всевышнего Аллаха. Если же он не совершил греховное потому, что не смог достичь его, в то время когда у него было намерение, и он сделал причины для этого, — то ему записывается как за совершение греховного дела за его намерение. Причиной этому является то, что оставление греховного было не ради Всевышнего Аллаха, а из-за того, что он не смог сделать его.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
مَّا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель».
[Сура «Къаф», аят 18]
Не успеет человек произнести и слова, как у него все время оказывается ангел, готовый записать все его слова, дела, высказывания и намерения.
Некоторые ученые посчитали, что «رَقِيب» [Ракъиб] и «عَتِيد» [‘Атид] — это имена двух ангелов, однако данное мнение слабое. Согласно более сильному мнению, это не их имена, а качества: Ракъиб — кто свидетельствует и сохраняет; ‘Атид — который присутствует и сохраняет. Первый записывает благие деяния и свидетельствует за них, а второй присутствует и сохраняет скверные деяния, которые совершает человек.
Что же касается ограничения во времени шестью часами, то мне неизвестно из достоверной Сунны какое-то определенное время, которым была бы ограничена запись ангелами плохих дел.
А Аллаху известно лучше.