Вопрос № 14:
«Достоверно ли, что пост в четверг является сунной?»
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Основа данного хадиса приводится в достоверном сборнике имама Муслима[1], да помилует его Аллах, и он указал на то, что часть хадиса касающаяся поста во время четверга является «слабой». Причина в том, что один из передатчиков этого хадиса передает его в одиночестве, и другие не поддержали его в этом. Не вдаваясь в глубокие подробности науки о хадисах, можно утверждать, что этот хадис является «слабым», по мнению имама Муслима, который объявил это очень отчетливо.
Имам Бухари, да помилует его Аллах, указал на «слабость» этой версии косвенно: не сказал, что он является «слабым», но и не упомянул этот хадис в своем достоверном сборнике, хотя он ему был известен. Это, как говорят многие знатоки достоверного сборника, указывает на то, что имам Бухари считает его «слабым», если он отвернулся от хадиса и не привел ни его, ни даже оглавление для него.
Бывает так, что хадис «слабый», но не настолько, чтобы не действовать по нему. Например, хадис о посте трех дней во время полнолуния, это 13, 14, 15 числа каждого месяца, является Сунной. Имам Бухари не приводит сам хадис, но приводит для него оглавление[2]. Что это означает? Это означает, что данный хадис приемлемым и хорошим, но он не подходит под условия Бухари, и он делает для него оглавление, дабы Умма не утеряла эту Сунну.
Что же касается поста в четверг, то даже оглавления об этом нет. Это косвенно указывает на то, что имам Бухари считает его «слабым». А имам Муслим явно указывает на его «слабость».
Однако некоторые поздние мухаддисы сказали, что хадис является хорошим. Он приводится у имама Ат-Тирмизи[3], да помилует его Аллах, и многие ученые упоминают этот хадис.
Если кто-то постится, следуя поздним мухаддисам, то ничего страшного в этом нет. Но если мы скажем, что нет от Пророка ﷺ ничего достоверного про пост в четверг, то это более правильное мнение.
А Аллаху ведомо лучше.