Ответы на вопросы

Про достоинства многоженства

Вопрос № 246:
«Я бы очень хотела, чтобы вы осветили тему многоженства, и в частности женитьбу на вдовах с детьми. В нашем регионе братьям не хватает либо знаний в этом вопросе, либо смелости, да и сестрам тоже. Я сама хорошо изучила эту тему и очень положительно отношусь к многоженству при соблюдении всех правил и прав»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Краткое освещение этой темы можно разделить на две части: то, что адресовано братьям, и то, что адресовано сестрам.

Всем известно, что Всевышний Аллах дозволил многоженство, сказав:

فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَىٰ وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ ۖ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً

«Женитесь на тех женщинах, которые вам нравятся, на двух, трех или четырех. Если же вы боитесь, что будете несправедливы, то на одной»
[сура «ан-Ниса», аят 3]

Это ясный и понятный аят, не требующий никакого дополнительного толкования. Но в данном вопросе также братьям следует обратить внимание на слова ученых о том, что многоженство является желательным для любого мусульманина, у которого есть три вещи:

1) материальная возможность;

2) физическая возможность;

3) справедливость.

Более того, при наличии этих трех вещей многоженство является предпочтительным для верующего мусульманина, даже если у него нет в нем особой нужды. Это связано с тем, что женщин в целом больше, чем мужчин, поэтому многие женщины остаются одинокими; кроме того есть много вдов и разведенных женщин, и все они нуждаются в мужьях, которые будут о них заботиться. Также большое количество незамужних женщин портит и разлагает общество. Поэтому для каждого мусульманина, у которого есть материальная и физическая возможности, а также возможность быть справедливым к нескольким женам, будет лучше взять вторую, третью или четвертую жену. Таким является и наш совет братьям.

Сестрам же необходимо сказать следующее. Все мы прекрасно знаем достоверный хадис, который приводят имамы аль-Бухари и Муслим, в котором Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передает слова Пророка ﷺ: «Не уверует до конца ни один из вас, пока не пожелает своему брату того же, чего желает самому себе»[1]. Здесь слово «брат» не означает исключительно мужчин, а указывает на родство по религии, возникающее между верующими, вне зависимости от того, мужчинами или женщинами они являются. Если перефразировать этот хадис для женщин, то можно сказать: «Не уверует до конца ни одна из вас, пока не пожелает своей сестре того же, чего желает самой себе». А что происходит сегодня? К сожалению, ревность настолько ослепляет некоторых сестер, что они забывают аяты, забывают хадисы, не хотят даже слышать о том, что ее сестра-мусульманка тоже нуждается в муже, который помогал бы ей и заботился о ней. Те женщины, которые понимают эти аяты и хадисы, наоборот будут желать для своих мужей, чтобы те брали вторых, третьих или четвертых жен, в том случае если у них есть все три вышеперечисленных возможности.

А если женщину одолевают мысли о том, что это навредит ей, что ее муж оставит ее или она будет для него на втором месте, то она должна понимать, что все они являются наущениями шайтана. Наоборот, возможно, женившись на второй, мужчина сможет в полной мере оценить достоинства своей первой жены и еще больше приблизиться к ней. В той ревности, которая не нарушает границ дозволенного, нет ничего страшного, это нормальное и неизбежное явление. Однако неприемлема та ревность, которая приводит к неподобающим словам и поступкам. Пусть сестры не забывают о том, что есть очень много одиноких мусульманок: и тех, кто никогда не был замужем, и тех, кто познал горечь вдовства или тяготы развода. И все они мечтают о семье и детях, и все они боятся попасть в грех или нарушить законы Аллаха. Просто поставьте себя на их место, когда будете размышлять о многоженстве.

Хотелось бы, чтобы и братья, и сестры прислушались к этому наставлению и задумались.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
25 Джумада аль-уля 1441 г. (20.01.2020)


[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 13; Сахих Муслима, хадис № 45.