Вопрос № 257:
«Через сколько минут после восхода солнца наступает время намаза ад-духа? И какова награда для того, кто остался в мечети до этого времени и помолился там?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
По поводу намаза ад-духа существует известный хадис, который приводится в сборнике имама Тирмизи, да помилует его Аллах. Пророк ﷺ сказал:
مَنْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ
«Тому, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракаата молитвы, полагается такая же награда, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
— Сунан ат-Тирмизи, хадис № 586.
Есть несколько версий этого хадиса: от Абдуллаха Ибн ‘Умара, Анаса Ибн Малика и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Однако наиболее достоверной среди них является версия, которую мы привели выше. Но даже она, по мнению имама ат-Тирмизи, является слабой, так как после того, как он привел этот хадис, он сказал: «وهذا حديث حسن غريب». Этот термин означает слабость хадиса. Известно, что Абу Зыляль, один из передатчиков этого хадиса, был слабым передатчиком, как сказали Яхья ибн Ма’ин[1], Абу Дауд, Ибн Хиббан[2], аль-Бухари[3], ан-Насаи[4] и другие[5]. И из-за слабости этого передатчика весь хадис становится слабым. Более того, Яхья ибн Ма’ин вообще не посчитал Абу Зиляля передатчиком. Поэтому, конечно же, мы тоже считаем этот хадис слабым.
Однако слабость этого хадиса не указывает на слабость деяния, которое он описывает: совершения утреннего намаза в джамаате и дальнейшего пребывания в мечети, сопровождающегося поминанием Аллаха, до восхода солнца. Это действие является сунной. В достоверном сборнике имама Муслима передается, что Пророк ﷺ и его сподвижники сидели в мечети до восхода солнца и поминали Аллаха[6].
Минут через 10–15 минут после восхода можно уже расходиться. Кто хочет, делает ад-духа, если считает, что хадисы упомянутые здесь, уместны; кто так не считает, тот не делает. Суть в том, что это действие дозволено и является сунной, однако хадис о награде за него, подобной награде за хадж и умру, является слабым. И следует различать два этих момента. Пророк ﷺ не говорил ничего по этому поводу, однако он сидел в мечети после утренней молитвы, пока не всходило солнце, а значит, это является сунной. А что касается награды, то об этом Аллаху известно лучше. У нас нет достоверного довода, указывающего на то, что поступающему подобным образом причитается какая-то награда. Возможно, эта награда больше, чем за хадж и умру, возможно, меньше. Мы не знаем. Милость Аллах велика, Он дает Своим рабам, что пожелает.
Уже за то, что ты следовал Сунне Пророка ﷺ, тебе положена награда. Всевышний Аллах сказал об этом:
وَإِن تُطِيعُوهُ تَهْتَدُوا
«Если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем»
[сура «ан-Нур», аят 54].
Может ли существовать бόльшая награда, чем прямой путь?! Больше этой награды нет и быть не может. Ты подчиняешься Пророку ﷺ — и Аллах ведет тебя прямым путем. А подобного тому, что Он уготовил Своим праведным рабам в Судный день, человеку даже и не снилось, и не слышали о подобном его уши, и не видели подобного его глаза. И в этом нет у нас никаких сомнений.
А Аллаху известно лучше.