Вопрос №115:
У меня было два кесаревых сечения подряд и в третий раз, скорее всего, также будет подобным образом. Честно сказать, очень трудно каждый год переносить операцию и отходить от нее, плюс дети маленькие и т. д. Можно ли, не сказав мужу, поставить спираль или пить лекарства, чтобы не беременеть? Хочу за пару лет набраться сил и здоровья, а он не понимает.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нужно учитывать одно важное правило при решении многих вопросов, возникающих между супругами. К сожалению, многие сестры не знают или не понимают это правило. Когда по отношению к жене есть какая-то несправедливость в семье, первым, кто должен заняться этим делом, является ее опекун. Он взял ответственность за нее, когда выдал замуж.
Если она закрепила брачные узы с мужчиной, то это не означает, что он должен делать со своей женой все, что пожелает: не обеспечивать ее материально, избивать, запрещать ей то, что дозволено, и т. д. Доводом на это является хадис аль-къудси, который передается в достоверном сборнике имама Муслима e от Абу Зарра E, что Пророк ﷺ передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:
«О рабы Мои, поистине Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!».
— Сахих Муслима, хадис № 2577, т. 8, с. 16: Муснад Ахмада, хадис № 21420, т. 35, с. 332.
То, что он стал для нее мужем, ни в коем случае не становится оправданием для несправедливости по отношению к ней. Поэтому не надо искать защиту где-то и обращаться за помощью к кому-либо. В первую очередь надо подойти к своему опекуну, который тебя выдал замуж за этого человека, и сказать: «Мой муж относится ко мне несправедливо в таких-то вещах. Раз ты выдал меня замуж, то ты должен представлять мои интересы как мой опекун».
Сказал Посланник Аллаха ﷺ в достоверном хадисе:
«Нет никяха, кроме как с уали (опекуном)».
— Имам Аль-Бухари приводит это придание как оглавление в своем Сахихе в книге «О браках»[1]
Как известно, при наличии отца-мусульманина никто не имеет права становиться опекуном для женщины. Если нет отца, то это самые близкие родственники из числа махрамов: дедушка, дяди по отцу, братья, взрослые сыновья. Таким образом, именно те люди, которые выдали ее замуж, должны представлять ее интересы и запрещать любую несправедливость по отношению к ней, а не кто-то иной.
Многие мусульманки не знают и не понимают, что тот, кто ее выдал замуж, несет за нее ответственность. Он обязан вмешаться в проблемную ситуацию и сказать: «Послушай, мы нашу дочь (или сестру) отдали тебе в жены не для того, чтобы ты так поступал! Поэтому либо относись к ней как подобает, либо разведись с ней как подобает!» Как сказал об этом Аллах в Коране:
فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ ۗ
«Либо удерживайте (жену) на разумных условиях, либо отпустите ее по-доброму».
[Сура «аль-Бакъара», аят 229]
Не имеет права муж относиться к жене неподобающим образом.
Что же касается участия опекунов в браке, то это не просто какая-то декорация, которая необходима только как ритуал, нет! Это ответственность, и они обязаны вступиться за свою родственницу и защищать ее права. А в случае их нарушения — прийти и сказать: «Давайте разберемся, что случилось. Сядем и узнаем, в чем суть проблемы. Почему она жалуется? Почему она звонит и пишет нам? Может, она преувеличивает или говорит неправду?». Как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе:
«كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ»
«Каждый из вас пастырь, и каждый будет отвечать за свою паству».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 893, т. 2, с. 5; Сахих Муслима, хадис № 1829, т. 6, с. 7[2].
Опекун является ответственным за нее!
Опекуны должны разбираться в ситуации прежде, чем это дойдет до знающих людей. И я уверен, что 99% происходящих в этих семьях случаев решатся, если люди начнут правильно понимать ответ на вопрос «Кто должен нести ответственность?»
Есть три важных момента, касающихся данной проблемы:
во-первых, опекун должен понимать, что его полномочия не ограничиваются только ритуалом бракосочетания и что он несет ответственность за свою подопечную и после ее замужества;
во-вторых, женщина будет знать, что за ней стоит тот, кто вмешается, когда к ней отнесутся несправедливо. Он не даст этому продолжаться и спросит за это притеснение;
в-третьих, ее муж будет понимать, что он не имеет права себя вести несправедливо и что в этом случае за жену заступятся люди, которые защитят ее интересы.
К сожалению, все возвращается к незнанию этого важного правила в Исламе. Братья и сестры должны знать о том, кто такой опекун, какая у него ответственность и каковы его обязанности.
Что же касается того, можно ли жене без уведомления мужа использовать противозачаточные средства, то тут есть одно условие: два врача-мусульманки исходя из истории ее болезни должны заключить, что ей опасно рожать для ее здоровья на данный момент. В таком случае она может не говорить об этом мужу и использовать контрацептивы. Так как это ее здоровье, ей не нужно спрашивать разрешения мужа.
Женщина имеет право не делать то, что принесет вред ее здоровью, и на самом деле в этом будет только благо для обоих супругов. Однако лучше всего, чтобы они обсуждали эту проблему вместе, анализировали и принимали решение сообща, так как на ребенка есть права как у мужа, так и у жены. Муж не имеет права без разрешения жены использовать средства для предотвращения ее беременности, если только она не его наложница. Также и жена не имеет права, в основе своей, предпринимать меры по предотвращению ее беременности без позволения мужа.
Однако в данный момент мы говорим о том случае, когда состояние здоровья женщины не позволяет вынашивать беременность, что доказано заключением двух врачей. И в этом женщина, которая боится вреда собственному здоровью, не обязана спрашивать разрешения своего мужа, когда прибегает к противозачаточным средствам.
Что делать в том случае, если опекуна нет, он умер, или в случае, когда он не желает разговаривать и вмешиваться в эту ситуацию?
Вот в этом и вся проблема. К большому сожалению, многие опекуны не знают своей ответственности. Ведь он не просто выдал ее замуж, но и обязан продолжать дальше защищать права этой девушки в случае их ущемления. А если он не может это делать, то какой он опекун? Какая от него польза? Поэтому опекуном может быть только отец, пусть даже не особо знающий религию. Ведь каждый отец не захочет, чтобы к его дочери отнеслись несправедливо, и будет защищать ее в случае притеснения. Также любой брат, дядя или сын не захотят подобного.
Поэтому опекуны должны быть обоснованы по шариату, а не кто попало. Также опекун должен знать свою ответственность и сделать наставление жениху во время никаха, сказав: «Мы выдаем ее замуж, но это не означает, что ты можешь делать с ней все что захочешь. Мы вмешаемся, если ты будешь несправедлив к ней!»
Если же девушка приняла Ислам, и все ее родственники не мусульмане, то, как известно, они не могут быть для нее опекунами. В таком случае право выдать ее замуж имеют следующие люди:
— правитель мусульман, если они живут в исламской стране;
— директор исламского центра;
— имам мечети, имеющий знания;
— авторитетные и солидные люди в этой местности.
Какой-то брат с улицы не имеет на это права. Опекуном должен быть человек, который завтра сможет вмешаться и защитить ее интересы при возникновении какой-либо проблемы и сможет повлиять на ее мужа.
А что будет, если опекуном станет такой же брат, за которого она вышла замуж? Они поссорятся и разбегутся, а эта девушка останется ущемленной в своих правах. Какая будет в этом польза? Никакой! Поэтому опекуном для нее должно быть только известное лицо, которое сможет защищать ее интересы.
А Аллаху ведомо лучше.