Ответы на вопросы

Про выравнивание рядов в коллективной молитве

Вопрос №120:
Как происходит выравнивание рядов в коллективной молитве: по плечам или по стопам? Нужно ли, чтобы плечи и стопы молящихся касались друг друга?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Передается в достоверных сборниках, что сказал Посланник Аллаха ﷺ:

«سَوُّوا صُفُوفَكُمْ فَإِنَّ تَسْوِيَةَ الصَّفِّ مِنْ تَمَامِ الصَّلاةِ»

«Выравнивайте свои ряды, ибо, поистине, выравнивание рядов является одним из признаков совершенства молитвы». В другой версии данного хадиса: «Выравнивайте свои ряды, ибо, поистине, выравнивание рядов является частью совершения молитвы».

— Сахих аль-Бухари, хадис № 723, т. 1, с. 145; Сахих Муслима, хадис № 433, т. 2, с. 30.

Таким образом, посланник Аллаха ﷺ приказал нам выравнивать и упорядочивать ряды, что является одним из обязательных требований в молитве, по мнению некоторых ученых-правоведов.

Упорядочивание рядов имеет несколько значений. Самое главное — ряд молящихся должен быть прямым. Не допускается, чтобы один молящийся стоял немного впереди, а другой сзади. Также к этому относится то, чтобы молящиеся стояли близко друг к другу таким образом, чтобы не было между ними больших пробелов.

Здесь возникает вопрос: «Насколько близко они должны стоять друг к другу? Должны ли соединяться их стопы, колени и плечи или же достаточно того, что они стоят близко даже без этого соединения?» Большая часть ученых считает, что это соединение не является обязательным. Потому что в версиях этого хадиса приводится, что сподвижники становились в ряды так, что стояли наравне их стопы, колени, плечи и шеи. Понятно, что в отношении шей здесь говорится об их выпрямлении, но не о соприкосновении. Невозможно сделать так, чтобы шеи соприкасались. Исходя из этого ученые делают вывод, что речь идет о выравнивании ряда, чтобы не стоял кто-то спереди или сзади.

Ряды также должны стоять близко друг к другу. Второй ряд не должен быть далеко от первого. Расстояние между ними должно быть достаточным для земного поклона саджда и немного больше этого. В некоторых мечетях слишком большое расстояние между первым и вторым рядом, так что в этот промежуток войдет еще один ряд. Люди должны стоять близко друг к другу и к имаму, чтобы он мог при необходимости обернуться и вывести из ряда кого-нибудь из молящихся, чтобы поставить на свое место.

Из упорядочивания рядов исходит необходимость заполнить сначала первый ряд, после чего начать второй и т. д. Когда еще не заполнен первый ряд, неправильно начинать выстраивать второй. Доводом на это являются слова Пророка ﷺ, который сказал:

«Заполняйте передние ряды, а потом те, которые после них».

— Сунан Абу Дауда, хадис № 671, т. 1, с. 307[1].

Если перед тобой не заполненный ряд, то ты не можешь встать в следующий.

Также из упорядочивания рядов — правило становиться с правой стороны. В том случае, если от имама и справа, и слева находится одинаковое количество людей, то желательно вступить в ряд справа.

Также является желательным молиться в том ряду, который ближе к имаму. Чем ближе ряд к имаму, тем больше награда за молитву. Передается в достоверном хадисе от Абу Хурайры E, что Пророк ﷺ сказал:

«Лучшие ряды мужчин — это первые ряды, а худшие ряды мужчин — это последние. И лучшие ряды женщин — это последние, а худшие ряды женщин — это первые ряды».

— Сахих Муслим, хадис № 440, т. 2, с. 32[2].

Почему? Потому что в то время женщины молились позади мужчин в одном зале, и не было отдельных помещений для них. Поэтому женщины, молившиеся в последних рядах, были лучше, так как они находились дальше от мужчин, чем те, которые были в первых. Однако при наличии отдельных помещений в мечети для женщин первые ряды для них лучше. Это тоже входит в упорядочивание рядов.

Основной смысл этого вопроса заключен в первом упомянутом нами пункте — чтобы ряды были ровными. Это является обязательным. Даже имам Аль-Бухари, да помилует его Аллах, назвал главу в своем достоверном сборнике: «Глава 75. О греховности деяния того, кто не упорядочивает ряды». В этой главе он приводит историю Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, когда тот вернулся в Медину спустя много лет после смерти Пророка ﷺ, жители Медины спросили его что он увидел из порицаемого, на что он ответил: «Я не увидел ничего из порицаемого, кроме того, что вы не упорядочиваете ряды перед молитвой»[3]. Из этого и других преданий имам Аль-Бухари, да помилует его Аллах, сделал вывод о греховности подобного деяния.

Мусульманин, встав на молитву, если не выравнивает ряд, то он совершает грех. И имам, который не следит за порядком выравнивания позади стоящих рядов, тоже совершает грех. Передается в достоверных сборниках имамов Аль-Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, что Пророк ﷺ, когда увидел человека, выступившего впереди ряда, не начал молитву, пока не поставил его на место в ряд, выпрямив его и сказав при этом:

«Либо вы будете выпрямлять ряды, либо Аллах непременно приведет к противоречию ваши лица (сердца)!»

— Сахих Аль-Бухари, хадис № 717, т. 1, с. 145; Сахих Муслима, хадис № 436, т. 2, с. 31[4].

Нарушения в рядах для молитвы будут приводить к противоречиям и разногласиям среди мусульман. Однако если ряды будут выпрямлены так, как подобает, — то это приведет к единству мусульман. Даже в таких вещах шариат указывает на необходимость единства и правильности, согласно тому, как указано в законах Ислама.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.