Вопрос № 9:
«Является ли грехом для человека поступать в соответствии с разумом и мудростью?»
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нет сомнения в том, что Аллах даровал человеку разум, чтобы он руководствовался им. Именно разум является условием почти для всех видов поклонений, то есть если человек неразумный, то он не проводит молитву, не постится, не делает хадж. Поэтому очевидно, что человек должен поступать по разуму и по мудрости, и в этом нет ничего греховного.
Однако я думаю, что, скорее всего, в вопросе имеется в виду следующее: является ли грехом в том случае, если это противоречит каким-то образом тому, что пришло в Коране и Сунне?
Что касается Корана и Сунны, то они, безусловно, не противоречат разуму. Коран и Сунна, если Сунна является достоверной (а Коран достоверен по определению), и разум является здоровым, то между ними никогда не может быть противоречий. Если же возникают противоречия между ними, то это можно свести к двум причинам:
— либо то, что мы находим в Сунне, является слабым;
— либо тот разум, который противоречит этому, является больным.
То есть если мы находим противоречия между Кораном, Сунной и разумом, то из-за двух вышеперечисленных причин: либо то, что пришло в откровении (человек думает, что это откровение), на самом деле является слабым хадисом; либо этот противоречащий разум является больным, а Коран и хадисы являются достоверными. Он не понимает Коран и Сунну, потому что его окутала болезнь: или болезнь сомнений, или болезнь страстей, которая когда окутывает сердце и разум, делает их непонимающими истину, до них не доходит свет этого откровения.
А Аллаху ведомо лучше!