Вопрос №45: Достоверен ли хадис о мольбе после омовения:
«اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ، وَاجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Хадис, который упоминается после омовения и является известным и распространенным —
«اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ، وَاجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ»
[Аллахумма дж’альни минаттаууабиин уадж’альни миналь-мутатоххириин]
— приводится у имама ат-Тирмизи в его сборнике[1], а также у некоторых других имамов. Однако наиболее известный сборник, где приводится этот хадис, — сборник имама ат-Тирмизи e. После того, как привел этот хадис, он сказал: «Этот хадис является муттариб», то есть иснад этого хадиса — цепочка его передатчиков — является слабой и спутанной. Также он сказал, что в этой главе, то есть в том, что касается каких-то молитв после омовения, нет ничего достоверного от Пророка ﷺ, и добавил слова имама Бухари о том, что Абу Идрис аль-Хауляни не слышал от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, так как в иснаде этого хадиса Абу Идрис аль-Хауляни — известный таби’ин, передает этот хадис от Умара ибн Хаттаба, да будет довлен им Аллах.
И Тирмизи e говорит, что имам Бухари e сказал, будто Абу Идрис аль-Хауляни ничего не передает от ‘Умара, да будет довлен им Аллах, и ничего не слышал от него. Соответственно, между Абу Идрисом аль-Хауляни и ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, есть пробел. Этот пробел указывает на недостаток в этом иснаде и в этом хадисе, а также на то, что он является слабым, без сомнения.
Однако данный хадис без этой добавки является достоверным. Он приводится у имама Муслима[2] от Ибн ‘Амира, от ‘Умара ибн Хаттаба, да будет доволен ими Аллах, который рассказывает это от Пророка ﷺ, что тот, кто совершил полноценное малое омовение, сказал эти слова:
«أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ»
[Ашхаду алля иляха илляЛлаху уа анна Мухаммадан ‘абдуЛлахи уа расулюху], то есть произнес зикр, — для него открываются восемь ворот Рая, в которые он заходит, причем через которые пожелает. Этот хадис является достоверным, и он приводится у имама Муслима.
Но «добавка», которая упоминается в версии Тирмизи, является «слабой». Этот хадис приводят другие имамы, такие как Ан-Насаи[3], Ибн Маджа[4], Абу Дауд[5], Ибн Хузайма[6] — и все без этой «добавки». Основа данного хадиса: тот, кто сделал омовение, говорит:
«أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ»
— это является достоверным. Имамы Муслим, Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хузейма приводят этот хадис, и он является достоверным.
Добавка, которая упоминается у Тирмизи, — «О Аллах, сделай меня из кающихся и сделай меня из очищающихся», — является «слабой», и сам Тирмизи указывает на это. Нет никаких видов мольбы после омовения. Есть только зикр, когда человек произносит шахаду:
«أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ»
— именно в такой форме.
Некоторые говорят, что есть добавка даже в шахаде:
«أَشْهَدُ أَنَّ لاَ إِلٰهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَلَهُ»
[Ашхаду алля иляха илляЛлаху уахдаху ля шарика ляху].
Эта добавка тоже отсутствует у имама Муслима, в достоверном сборнике ее нет.
Самая правильная, достоверная форма, которая упоминается у Муслима, —это слова Пророка ﷺ:
«مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ يَتَوَضَّأُ، فَيُبْلِغُ الْوَضُوءَ، ثُمَّ يَقُولُ: أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ، إِلَّا فُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ الثَّمَانِيَةُ، يَدْخُلُ مِنْ أَيِّهَا شَاءَ»
«Тот, кто взял это омовение лучшим образом и сказал эти слова: [Ашхаду алля иляха илляЛлаху уа анна Мухаммадан ‘абдуЛлахи уа расулюху], — то откроются ему восемь дверей Рая, и он заходит, в какие из них пожелает».
В итоге у нас получается: хадис в основе своей достоверный без добавки: «О, Аллах, сделай меня их кающихся, и сделай меня из очищающихся» — эта добавка является слабой, по мнению того, кто ее приводит. Имам Тирмизи сам приводит ее, и говорит, что она слабая.
Кто-то может спросить: «Зачем тогда имам Тирмизи приводит эти слова, если они являются слабыми? Какая необходимость приводить в своем сборнике то, что является слабым от Пророка ﷺ?» Ответ на это таков:
- Во-первых, имам Тирмизи не обусловил свой сборник достоверностью. Он не сказал: «Все хадисы у меня в сборнике — достоверные».
- Во-вторых, часто ученые упоминают слабые хадисы в своих книгах, чтобы люди знали об их слабости, не распространяли их, не опирались на них, не делали из этого какую-то сунну. Они упоминают хадисы, которые распространены среди людей, и приводят доводы, почему они являются слабыми.
Обратите внимание, что имам Тирмизи не просто сказал: «В иснаде этого хадиса есть путаница»; он приводит, почему он является слабым. Цитирует слова имама Бухари, который говорит: «Абу Идрис аль-Хауляни не слышал от Умара ибн Хаттаба». В этом хадисе есть пробел, и это указывает на его дефект и на то, что он является недостоверным.
Нет сомнения: то, что достоверно от Пророка ﷺ, а именно слова:
«أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ» — достаточно.
Это зикр, который произносится после омовения, открывающий человеку по воле Аллаха восемь ворот Рая.
Кто-то может сказать: «Восемь ворот Рая — это такая великая награда за такое маленькое деяние? Просто человек сделал омовение и сказал зикр — и для него открываются восемь ворот Рая?». Мы знаем, что для каждой категории людей есть свои врата Рая: врата Рая, которые касаются молящихся, врата Рая, которые касаются постящихся «الريان» (Ар-Раййян), врата Рая, которые касаются муджахидов, и так далее. Однако для того, кто сделал омовение должным образом и сказал этот зикр, открываются все врата Рая.
На самом деле Аллах, Свят Он и Велик, дарует свою милость, кому пожелает, и он открывает эти врата Рая, кому пожелает. Нет сомнения, что очищение человека является половиной веры, как мы об этом говорили недавно. В данном хадисе мы видим, что человек очищается и телесно, и духовно. Он совершает омовение, то есть телесное очищение. Затем он говорит шахаду — и это его духовное очищение. Если этот человек недостоин врат Рая, то кто их достоин? Он полностью очистился, и физически, и духовно. Конечно же, с пониманием единобожия, с пониманием этих слов таухида.
Если же человек берет омовение, говорит эти слова, но сам на практике делает ширк: поклоняется могилам, просит умерших то, что можно просить только у Аллаха и так далее, делает многобожие, — то, конечно, это ему не принесет пользы, потому что он нарушает единобожие своими делами. Здесь подразумеваются те люди, которые искренне перед Аллахом берут омовение и говорят эти слова, веруя чистой верой.
Хадис включил в себя все три основы, на которые опирается человек в своей жизни: убеждения, слова и дела. И всё это из веры, поэтому, несомненно, он достоин того, чтобы перед ним открылись все восемь врат Рая.
А Аллаху известно лучше.
Можно ли произносить это ду’а в ванной после омовения?
Произносить азкары или ду’а в том месте, где люди справляют нужду, если в этой ванной, например, есть туалет, является запрещенным. В том месте, где справляется нужда, запрещается произносить слова мольбы, азкаров, или имя Аллаха и тому подобное.
Если же ванная комната предназначается только для того, чтобы совершать омовения, то нет запрета.
А Аллаху известно лучше.