Вопрос №144:
«Разъясните, пожалуйста, что такое большой и малый куфр».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Одно из важнейших правил Шариата гласит, что неверие, как и многобожие и лицемерие, может быть большим и малым. Данное правило является опровержением тем, кто считает мусульман, совершивших большие грехи, неверными, без довода на это из Шариата. Всем известно, что это является одним из признаков му’тазилитов и хариджитов, которые обвиняют в неверии за те действия, на которые у них нет довода.
Ученые рассмотрели все тексты Шариата, где есть упоминание таких слов, как «куфр», «ширк» и «нифакъ», и обнаружили, что иногда эти тексты порой означают то, что выводит человека из Ислама, а иногда то, что не выводит из Ислама.
Приведем в пример хадис, который всем известен, где сказано:
«Ругать мусульманина является нечестием, а воевать с ним — неверием».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 48, т. 1, с. 19; Сахих Муслима, хадис № 64, т. 1, с. 57[1].
В хадисе Пророк ﷺ упоминает слово «неверие» и на основании этого кто-то может сказать, что любой, кто воюет с мусульманами, является неверным; или может сказать, что если два мусульманина воюют между собой, то они оба являются неверными. Однако у нас есть аят, в котором Аллах говорит:
وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا ۖ
«Если две группы верующих сражаются друг с другом, то примирите их».
[Сура «аль-Худжурат», аят 9]
Аллах, Свят Он и Велик, назвал обе группы верующими, и это несмотря на то, что они сражаются друг с другом. Отсюда и поняли ученые, что некоторые слова, приходящие в Шариате, такие как «куфр», «ширк» или «нифакъ», бывают порой выводящими человека из религии, а в некоторых случаях они не выводят человека из Ислама. Все зависит от контекста и от причины, по которой так сказано, а также и от доводов, имеющих место в этом вопросе.
Данное разделение ученые сделали не из-за того, что они хотели привнести нечто новое в религию. Известно, что ни Пророк ﷺ, ни его сподвижники не делили данные термины подобным образом, потому что они и без этого их различали.
Однако последующие поколения были отдаленнее от правильных знаний. Появились хариджиты, которые стали обвинять всех в неверии. У них, к примеру, если женщина кричит во время похорон, или человек говорит плохо о своем родственнике, является неверием. Хариджиты сразу выносят такфир за любой поступок, о котором приходит хадис, где упоминается слово «куфр».
Однако ученые Ислама разъяснили, что в некоторых случаях — одно значение, а в других — другое. Необходимо совмещать аяты и хадисы и понимать их в совокупности, а не отдельно, кто как захочет. Но эти невежды, не имеющие знаний, не могут этого постичь и берут один аят или один хадис и далее, исходя из своего ошибочного больного понимания, выносят решение.
Поэтому является великим правилом в Шариате разделить лицемерие, неверие и многобожие — на большое и малое. И на каждый из этих видов есть тексты и указания в Коране и Сунне, говорящие о том, в каких случаях какое-либо действие выводит из Ислама, а в каких — нет.
А Аллаху ведомо лучше.