Вопрос №81:
У моего народа принято каждый год в день смерти человека раздавать от его имени садакъа. Является ли это новшеством в религии? И можно ли раздавать садакъа от имени умершего без привязки к каким-нибудь дням?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ранее мы уже обсуждали, что милостыня за умерших мусульман является дозволенной единогласно (вопрос № 74).
Однако в ситуации, когда родные и близкие умершего привязывают садакъа к каким-то дням: на сороковой день, пятьдесят второй, на ночь пятницы, на год после смерти и тому подобное, — в этом отношении есть две позиции.
Первая: если привязка садакъа к тому или иному дню имеет какой-то идеологический смысл, то есть люди, которые связывают это садакъа с каким-то днем, считают, что в этот день милостыня лучше, чем в другие дни. Это является нововведением и запрещено в Исламе, кроме как если нет на это довода из Корана и Сунны. Передается в хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что сказал Посланник Аллаха ﷺ:
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْه فَهُوَ رَدٌّ
«Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новоe и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто»[1].
Вторая: когда человек привязывает поклонение ко времени или к месту, не имея на это довода из шариата, но не подразумевает какую-то идеологию, то есть не считает, что у этого дня есть какое-то превосходство над другими.
Например, у человека выходной в субботу, поэтому он в ночь с пятницы на субботу совершает тахаджуд (ночную молитву), зная, что днем сможет выспаться после ночного выстаивания. И так каждую неделю, в ночь с пятницы на субботу он совершает эту молитву не потому, что считает эту ночь лучше, чем другие, а из-за того, что ему так удобней.
Или, например, человек постится по средам, потому что в этот день у него всегда выходной, а мы знаем, что в этот день нет поста из Сунны Пророка ﷺ. И, совершая свое поклонение в это время, он выделяет его не из-за превосходства над другими днями, а просто потому, что ему удобно поститься именно в выходной день.
Похожая ситуация и с садакъа. Если, например, человек хочет совершать из года в год садакъа в тот день, когда кто-то умер, для того чтобы не забывать о нем и об этом дне, или хочет подавать милостыню в один определенный день недели, например, по воскресеньям: раздавать сладкое детям, угощения соседям или еду неимущим, — не потому, что этот день превосходит остальные, а потому, что у него в этот день выходной, — то в этом случае ему дозволяется это делать. Связь его милостыни с этим днем не несет какого-то вероубеждения, а просто является для него удобным.
Таким образом, если садакъа была связана с каким-то днем из-за того, что так удобней, то нет проблем. Если же это делается с убеждением, что данный день лучше, то это является запретным.
А Аллаху ведомо лучше.