Вопрос №100:
Разрешается ли употреблять препараты, в которых содержится желатин?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Как известно, желатин бывает растительным и животным. Если растительный желатин не вредит человеку, то он является дозволенным. Что же касается животного желатина, то он делится на две категории.
Первая категория: желатин, изготовленный из животных, которые заколоты по Шариату и чье мясо является дозволенным, разрешен в употребление.
Вторая категория: желатин, изготовленный из животных, мясо которых запрещено, например, из свиньи; и желатин из животных, которые разрешены в основе своей, но были принесены в жертву не по Исламу, что считается мертвечиной.
Можно ли употреблять желатин второй категории или нельзя, зависит от того, что происходит с этим желатином:
— если части животного при обработке изменились полностью в своем химическом составе, после чего из него вывели желатин и добавили в какой-то продукт, то, по мнению многих ученых, это является дозволенным;
— если же желатин изготавливали из частей животного, которые не изменились в своем химическом составе, и добавили в продукт, после чего внутри этого продукта желатин начал уже менять свои химические свойства, то этот продукт является запретным, так как в него фактически добавили наджас.
Однако, повторюсь, если в продукт добавили то, что ранее изменилось и стало уже другим веществом в своем химическом составе, то, несомненно, он является разрешенным. Как, например, если обсыпать мертвечину солью, то через какое-то время она превратится в соль, и никто не сможет сказать, что это является мертвечиной, так как это соль. Соль и мертвечина являются полностью разными продуктами по своему химическому составу.
Исходя из этого, если одно вещество перешло в другое, которое в основе своей не является запретным, то оно является дозволенным, потому что оно полностью поменяло свое химическое состояние. Это мнение является сильным, и его выбрали Шейх аль-Ислям Абу ль-‘Аббас ибн Таймийя и другие ученые нашей уммы.
А Аллаху ведомо лучше.