Ответы на вопросы

Разрешено ли сидеть за отдельным столом без спиртного на свадьбе, где распивают алкогольные напитки?

Вопрос №105:
Разрешено ли сидеть за отдельным столом без спиртного на свадьбе, где распивают алкогольные напитки?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

В основе своей ответить на свадебное приглашение является обязательным, так как передается в достоверном сборнике у имамов Бухари и Муслима, что Пророк ﷺ сказал:

«Тот же, кто не ответил на приглашение, тот ослушался Аллаха и Его посланника».

— Сахих аль-Бухари, хадис № 5177, т. 7, с. 25, Сахих Муслима, хадис № 1432, т. 4, с. 153; Суна Абу Дауда, хадис № 3742, т. 4, с. 82; Сунан Ибн Маджа, хадис № 1913, т. 3, с. 350.

Однако есть пять условий, которые упоминают ученые-правоведы, и если хотя бы одно из них присутствует, то человек не обязан отвечать на приглашение.

Первое: приглашение должно быть на первый день свадьбы. Если же человека позвали на второй или третий день, то он не обязан принимать приглашение.

Бывает так, что свадьбу проводят больше одного дня, в зависимости от обычаев, возможностей родственников и т. д. И передается в известном хадисе, что первый день свадьбы является обязанностью, второй – почетом, третий — показухой и запретным[1]. Однако проблема в том, что этот хадис считается слабым[2], но, тем не менее, смысл у него правильный. Ведь то, что люди растягивают свадебное торжество на несколько дней, с вытекающим из этого расточительством, желая показать свое богатство, — указывает на запретность этого действа.

В то же время, если хозяева свадьбы разделили гостей по категориям, проводя торжество в первый день, например, для родственников невесты, во второй день — приглашая родственников жениха, на третий — приглашая коллег, соседей или дальних родственников, то в этом нет ничего страшного. В таком случае ответить на приглашение является обязательным, на какой бы день это не выпало, особенно в том случае, когда у человека большое количество родственников, а небольшие размеры его дома не позволяют вместить всех сразу. К примеру, тебя как коллегу пригласили на свадьбу на третий день, как и всех остальных ваших сотрудников, и принять приглашение в этот день для тебя является обязательным, а другие же дни таковыми не являются.

Второе: пригласивший на свадьбу должен быть мусульманином, в противном случае нет обязанности идти на свадьбу. Однако если ты пошел для того, чтобы призывать людей к Исламу, показать истинность и величие нашей религии своей высокой нравственностью, поведением, то в этом нет проблем.

Третье: пригласивший на свадьбу не должен быть известен своими грехами. В случае если этот человек известен тем, что открыто совершает грехи, то не подобает принимать его приглашение на свадьбу и общаться с таковым.

Четвертое: приглашение должно быть адресовано тебе персонально. То есть имя приглашенного должно быть конкретно определено, а не так, чтобы сказали: «С вашего рода приглашены несколько человек». В противном случае именно на тебе нет обязанности идти на свадьбу, а в вашем роду пусть договариваются между собой, кому ответить на приглашение.

Пятое, и самое важное условие: чтобы на этой свадьбе не было запретного. Если человек знает о том, что там будет музыка, танцы, совместное застолье мужчин и женщин, распитие спиртных напитков, то ему запрещается идти туда. Исключением являются случаи, когда в некоторых семьях выбирают отдельный день или место для гостей-мусульман, вдалеке от тех, кто распивает алкоголь и слушает музыку. Однако в том случае, если свадьба проходит в одном доме или ресторане, и в одной комнате пьют алкоголь, а в другой не пьют, — то находиться там запрещено, так как ты находишься рядом с тем местом, где совершают грехи.

Таким образом, если хотя бы одно из этих пяти условий нарушено, отвечать на приглашение не является обязательным.

Учитывается также то, от кого пришло это приглашение: от близких родственников или дальних? Если приглашение от близких родственников, и ты не можешь не присутствовать на этой свадьбе, то в данной ситуации необходимо прийти раньше всех, пока еще не начали совершать запретное, поздравить молодоженов, преподнести им подарок и уйти. Очевидно, что не прийти и не поздравить, не уделить им внимание и не отдать им должное является невозможным, так как в подобном случае это может привести к разладу (к фитне) во взаимоотношениях с близкими родственниками. Однако и участвовать в греховном ты не имеешь права. Поэтому, повторюсь, следует прийти раньше всех, уделить им должное внимание и покинуть торжество. Потом, даже если спросят о том, присутствовал ли здесь такой-то, то им ответят, что он уже был и исполнил свою обязанность, и в этом будет благо для тебя.

Если же ты не ответишь на приглашение, то и это дозволено, но чревато смутой, которая потом возникнет в твоем роду. Скорее всего, скажут, что такой-то, сын такого-то, не был на свадьбе, не придав важному событию в семье никакого внимания. Эта ненужная тебе молва будет ходить среди людей, поэтому лучше всего прийти заранее, отдать должное и удалиться из этого места, где они планируют совершать греховные деяния. Это наиболее приемлемый выход из данной ситуации.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.