Ответы на вопросы

Развод в Исламе

Некоторые правила и об умеренности по отношению к частым разводам.

Вопрос № 153:
Наблюдается тенденция частых разводов в умме, да еще и по самым нелепым причинам. Сделайте, пожалуйста, наставление братьям и сестрам, чтобы они были более благоразумны и терпимы в этом плане.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Имам Малик, да помилует его Аллах, в самом начале своей книги Аль-Мутта передает историю, когда ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, спросил один человек: «Я дал своей жене сто разводов. Что мне делать?», на что ибн ‘Аббас ответил: «Она стала разведенной после трех, а все остальные разводы (то есть девяносто семь) — это то, что ты издевался над знамениями Аллаха»[1]. Этот сподвижник назвал данного человека издевающимся над знамениями Всевышнего Аллаха, над Его законоположениями. Причина заключается в том, что в нашей религии проблема развода имеет определенные рамки, и запрещается кому-то придумывать или аннулировать что-либо, поскольку наша религия отличается тем, что она полная, ясная и аргументированная. Всевышний Аллах после аятов про развод говорит в Коране:

ۚ وَتِلكَ حُدودُ اللَّهِ ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدودَ اللَّهِ فَقَد ظَلَمَ نَفسَهُ

«Таковы границы Аллаха. А кто преступает границы Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе».
[Сура «ат-Талякъ», аят 1]

Мусульманин должен быть осторожен в вопросах, касающихся развода. Ему запрещается даже думать о том, чтобы расторгнуть брак, пока не узнает, как правильно совершается развод в нашей религии. Те же люди, которые сделали из развода «оружие» внутри своей семьи или вне ее, являются глупцами и невеждами — без сомнения.

Любое их недовольство или оплошность супруги чревата у таких мужчин разводом, когда они сразу кричат, что он с ней разводится, и она ему не жена. Или же вне дома, когда подобный человек клянется людям, говоря: «Если вы не зайдете ко мне в гости, то моя жена разведена», или «Если вы не поможете мне, то жена разведена», и тому подобное. Все это является заблуждением и порицаемым деянием. Это не вопрос, к которому надо так небрежно относиться, а, наоборот, — вопрос чести. Мужчина-мусульманин ответственен за ту женщину, которая стала его женой, и будет отвечать за нее перед Аллахом.

Истина в вопросе развода находится между двумя полюсами. Одна крайность — это те люди, которые запретили развод полностью. Всем известно, что люди Писания запрещают развод, и у них есть только расторжение брака по причинам. Вторая крайность — это те, кто дает развод направо и налево, не обращая на это никакого внимания, относясь неоправданно легко и бездумно к такому важному вопросу. Порой бывает непонятно, развелся ли мужчина со своей избранницей или все еще женат на ней. Однако наша религия установила конкретные рамки. Всевышний Аллах говорит в Коране:

ۖ يا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذا طَلَّقتُمُ النِّساءَ فَطَلِّقوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحصُوا العِدَّةَ

«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока и ведите счет этому сроку».
[Сура «ат-Талякъ», аят 1]

Обратите внимание, Всевышний Аллах сначала сказал: «О Пророк», а затем: «Когда вы даете женам развод», то есть то, что сказано Пророку ﷺ, относится ко всей его умме.

Далее Аллах повелел разводиться с женами по установленному для них сроку (‘идда), и это три цикла. Также развод должен быть дан во время чистоты женщины от менструального цикла, при которой муж к ней не приближался. То есть если женщина очистилась после месячного цикла, и между ними не произошла половая близость, то именно в это время разрешается давать развод, после которого она выжидает три цикла, — и это ее ‘идда.

Следовательно, развод запрещен во время ее «хайда» (менструального цикла), а также во время ее чистоты от него, если между ними была близость.

Если он не вернул ее обратно во время этих трех циклов, тогда она становится разведенной. В случае, если он хочет на ней жениться еще раз, то она имеет право отказать ему, так же как и имеет право ответить положительно, если это был первый или второй развод.

Необходимо тщательно изучать данную тему, чтобы знать все детали, которые касаются развода, так как это — из нашей религии. Удивляет то, что многие сейчас заявляют повышенным голосом о желании жить по Шариату. Вот это и есть Шариат! Следует знать, как жениться и разводиться. Дай Аллах, чтобы никто не разводился, но это может случиться в любой семье, ведь у многих порой бывают неразрешимые кризисы.

Однако до того, как дело дойдет до развода, Всевышний Аллах указывает нам на механизмы, которые сохранят эту семью, а это, в частности: увещевание; оставление ложа; побивание без того, чтобы он калечил ее, и призыв родственников с его и ее стороны. Сказал Всевышний Аллах об этом:

ۖ وَاللّاتي تَخافونَ نُشوزَهُنَّ فَعِظوهُنَّ وَاهجُروهُنَّ فِي المَضاجِعِ وَاضرِبوهُنَّ

«Тех женщин, непокорности которых вы боитесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте».
[Сура «ан-Ниса», аят 34]

Также Аллах сказал:

وَإِن خِفتُم شِقاقَ بَينِهِما فَابعَثوا حَكَمًا مِن أَهلِهِ وَحَكَمًا مِن أَهلِها إِن يُريدا إِصلاحًا يُوَفِّقِ اللَّهُ بَينَهُما

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им».
(Сура «ан-Ниса», аят 35)

Обратите внимание, как сильно и последовательно наша религия ценит брак: после всех этих механизмов еще надо ждать три цикла, в течение которых женщина должна находиться в доме мужа, и для нее желательно украшаться перед ним, в надежде, что он вернет ее, дабы этот брак сохранился. Когда же ничего не получается, и все ресурсы и усилия исчерпаны, — мужчина разводится.

Поэтому нет сомнения, что мусульмане должны быть внимательны к этому вопросу, и словами о разводе нельзя шутить, потому что, даже упомянутый в шутку, развод принимается и является действительным.

Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, увидел, что люди небрежны в вопросах развода, он постановил, и сподвижники не противоречили ему в этом, что трехразовый развод является конечным, окончательным. Если человек за один раз трижды произнес слово «развода», то он является конечным, и женщина для него полностью запретна. Поэтому вопрос является важным и серьезным, и это не темя для шуток и небрежности. Дай Аллах каждому из нас понимать это и следовать тому, что в нашем откровении.

А Аллаху ведомо лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.