Вопрос № 157:
Можно ли брать вторую жену, если первая против этого? Как правильно поступить в данном случае?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Всевышний Аллах обращается в Коране к верующим мужчинам:
فَانكِحوا ما طابَ لَكُم مِنَ النِّساءِ مَثنىٰ وَثُلاثَ وَرُباعَ ۖ فَإِن خِفتُم أَلّا تَعدِلوا فَواحِدَةً
«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной».
[Сура «ан-Ниса», аят 3]
Ученые-правоведы напоминают, что мужчина может жениться на двух, трех или четырех женщинах, как об этом говорит Всевышний. Если же он боится, что будет несправедливым к своим женам, то тогда пусть он ограничивается только одной. Но если человек хочет жениться на более чем одной женщине и не боится несправедливости по отношению к ним, — многоженство является для него предпочтительным и лучшим.
Что же касается тех, кто считает условием, чтобы первая жена знала об этом или же дала свое согласие, — то это условие не имеет места. Известно, что условия в Шариате бывают двух видов:
- которые установил законодатель, то есть Аллах и Его Посланник ﷺ;
- которые устанавливают договаривающиеся стороны, и они не должны противоречить Исламу.
И мы видим, что оно не имеет отношение ни к первой, ни ко второй категории. Исключением является только ситуация, когда до брака первая жена или ее опекуны поставили подобное условие, что в данном случае является уже другим вопросом. Однако если это не было обсуждено до их никяха, то в последующем ее разрешение или знание о его женитьбе не является условием.
Причем когда мы утверждаем, что это не является условием, и нет необходимости спрашивать первую жену, то это не говорит нам о том, что нужно игнорировать ее чувства. Напротив, если это будет обсуждено с ней, если ей будут даны мягкие наставления, приведены аргументированные доводы, — то это будет более благоразумно и мудро со стороны мужчины. Он может объяснить ей, что жениться на второй, третьей или четвертой женщине диктуют ему некоторые условия, например, какие-то моменты, связанные со здоровьем первой жены, ее занятостью детьми, или же его частые длительные визиты в дальний регион или в другие страны по роду своей деятельности, где он хочет отдалиться от всего запретного, женившись на второй.
Нормальному разумному человеку, знающему свою религию, необходимо совершить данный шаг осознанно. Не на основе страстей, эмоций или какого-то состояния, а ввиду нужды и необходимости, подойдя к этому самым лучшим образом. Также сказал Всевышний Аллах в Коране:
وَأَمرُهُم شورىٰ بَينَهُم
«Их дела — это совет между ними».
[Сура «аш-Шура», аят 38]
Данный аят также подразумевает совет с женщиной, и если семья обсудит между собой этот шаг в виде совета «аш-шура», то в этом будет только благо.
Кто сказал, что советоваться можно только с мужчинами? Напротив, и с женщинами в нашей религии советуются, как в вопросах, касающихся самих женщин, так и во многих других. Напомним известный случай из сиры, когда Пророк ﷺ приказал сподвижникам во время аль-Худайбия заколоть жертвенных животных, и никто не послушался его. Тогда одна из его жен посоветовала ему: «Ты сделай это первым, и все сделают за тобой»[1]. Произошло именно так, как она и сказала. Поэтому игнорировать мнение женщин, не прислушиваться к ним не является мудрым решением. Не обязательно брать на вооружение мнение, но выслушать является полезным, и, может быть, мужчина услышит от своей жены или от другой женщины то, что является правильным в том или ином деле.
В итоге можно сделать вывод, что человек, желающий начать супружескую жизнь со второй или последующей женой, если делает это солидно, подобающим образом, после обсуждения на семейном совете, то в итоге, с дозволения Аллаха, он найдет гармонию для себя и своих жен, на скольких бы он ни женился. Однако тот, кто ни с кем не советовался, скрывал, делал не достойные мудрых и разумных людей поступки, несомненно, все время будет пожинать плоды подобных деяний.
А Аллаху ведомо лучше.