Вопрос № 142:
«С кем должны жить несовершеннолетние дети, если родители развелись, а их мать выходит замуж за другого?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые разногласят по поводу того, с кем должны оставаться дети после развода родителей. Однако самое сильное мнение, которое является правилом в этом вопросе, — это то, что надо смотреть не на пользу матери или отца, а прежде всего на пользу ребенка.
Если супруги развелись и мать ребенка не выходит замуж, то, конечно же, она имеет больше прав на него и на то, чтобы он жил с ней. Как это приводится в Сунне нашего Пророка ﷺ, который сказал одной женщине:
«Ты больше имеешь на него права, пока не выйдешь замуж».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 2276, т. 2, с. 490; Муснад Ахмада, хадис № 6707, т. 11, с. 310.
Однако в хадисе, исходя из слова «أحق» — «ты больше имеешь право», также видно, что и муж имеет право на своего ребенка. Но прав у матери больше, пока она не выйдет замуж.
Таким образом, никто не отменяет права, которые есть у обоих родителей, но прежде всего надо учитывать пользу для их ребенка. Поэтому если у них нет спора, то в естественной ситуации ребенок остается у матери. Что значит естественная ситуация? Если мать не наркоманка, не колдунья, не страдает алкоголизмом и не является нечестивой, то ребенок остается у матери. Если же ситуация неестественная, и мать может испортить ребенка, то не следует оставлять у нее ребенка, даже если она не вышла замуж.
Также надо учитывать еще один момент: если мы говорим, что мать имеет больше прав, пока она не выйдет замуж, то это не означает, что сегодня каждый, кто услышал этот хадис, должен бежать и отбирать своих детей у бывших жен, которые вышли замуж, красть их или совершать какие-то неподобающие поступки, которые, к сожалению, часто случаются. Такие отцы говорят: «Согласно хадису, я имею больше прав на ребенка, потому что ты вышла замуж, и я заберу его у тебя» — и делает то, что неприемлемо. Человек должен понимать, где он живет, какая реальность вокруг него, как это отразится на нем и на всех мусульманах в общем.
Если же родители набожные, боятся Аллаха и хотят жить по исламским нормам, но не могут договориться и сообща найти разумный выход, то пусть обратятся к более знающим людям, у которых нет интереса в этом деле и которые могут трезво взглянуть на их вопрос для достижения пользы ребенку.
Здесь также следует упомянуть, что запрещается отстранять ребенка от другого родителя, так, что он не может его видеть и встречаться с ним, потому что у каждого родителя есть право на своего ребенка. Если ситуация является опасной для ребенка, например, один из родителей нечестивец и негативно влияет на него, то тогда, конечно же, ребенка отдаляют от этого родителя. Но в естественных ситуациях каждый из родителей имеет право на него.
А Аллаху ведомо лучше.