Вопрос № 134:
«Входит ли в число больших грехов, если человек забывает то, что выучил из Книги Всевышнего Аллаха — Корана?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Как известно, в Священном Коране содержится то, что обязаны знать каждые мусульманин и мусульманка. Это сура «аль-Фатиха», без которой не принимается намаз. Поэтому выучивший эту суру не имеет права забывать ее.
Что же касается остальной части Корана, то запоминание ее является коллективной обязанностью (фард кифая) для мусульман, то есть должно быть достаточное количество хафизов — знатоков Корана, знающих его наизусть, — при этом с остальных мусульман снимается грех.
Если же человек выучил Коран, а потом забыл нечто из него, то запрещается ему говорить: «Я забыл такой-то аят или такую-то суру». Доводом на это приводится хадис в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, от Пророка ﷺ, который сказал:
«Если кто-то забыл нечто из Корана, то пусть не говорит: «Я забыл такое-то количество сур или аятов», а пускай скажет: «Было забыто».
— Сахих Аль-Бухари, хадис № 5039, т. 6, с. 194; Сахих Муслима, хадис № 790, т .2, с. 191[1].
Некоторые ученые сказали о запретности произнесения слов «Я забыл Коран», а некоторые — о нежелательности. Но более сильное мнение заключается в том, что они запретны, и это также является этикетом по отношению к Корану.
Также ученые разногласят по поводу положения того, который забывает что-то из Корана. Некоторые сказали, что это большой грех, и приводят в довод некоторые хадисы от Пророка ﷺ. Однако, насколько мне известно, все они недостоверные и слабые. Другие же сказали, что это является не грехом, а бедствием для человека, рассматривая этот вопрос с двух сторон.
Во-первых: если эта забывчивость была естественной, например, человек был в пути, или заболел, или его отвлекло нечто очень важное в его жизни и что-то было забыто им из Корана, то в этом случае на нем нет ни греха, ни бедствия. Это является естественным в жизни каждого человека.
Во-вторых: если человек забывает Суры по причине оставления чтения Корана и его повторения, отдаляясь от этой Великой Книги, то это является бедствием и катастрофой для него, и он находится на грани погибели. Эта Книга ниспослана в качестве руководства для людей и излечения того, что в сердцах. Коран приносит благо и в этой жизни, и в следующей. Насколько человек отдаляется от Корана, настолько его и постигнет несчастье и бедствие.
Как говорили праведные предшественники:
«Если ты хочешь узнать уровень своей веры и любви по отношению к Аллаху, то посмотри на свое отношение к Его книге».
Если ты читаешь Коран с любовью и верой, пониманием и трепетом, то такова и твоя вера, и таково отношение Аллаха к тебе. Аллах относится к тебе так же, как ты относишься к Нему. Если ты хранишь Его Заветы, то и Он хранит тебя. Если ты помогаешь Его Религии, — то и Он помогает тебе. Однако если ты отдалился от Его религии и утерял ее, то, несомненно, и ты будешь утерян и отдален. У всего есть своя гармония и справедливость. Поэтому ты должен стремиться не забывать этот Коран и стараться повторять его как можно больше.
Также следует упомянуть, что самым важным является задумываться над текстами Корана, а не просто читать его.
Сказал об этом Всевышний:
لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ
«Чтобы они размышляли над Его аятами».
[Сура «Сад», аят 29]
Необходимо, чтобы люди не просто читали Коран и хранили его в домах, где он часто покрывается пылью, но чтобы читали его, задумывались и размышляли над его смыслами, а также жили в соответствии с ним.
А Аллаху ведомо лучше.