Вопрос № 128:
Считается ли действительным развод, данный в состоянии гнева?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Для того, чтобы ответить на это вопрос, необходимо определить, какой вид гнева здесь подразумевается. Гнев, как говорят правоведы, делится на три стадии.
Первая стадия: когда человек обычно сердится на то, что его не устраивает. Развод при таком гневе действителен.
Вторая стадия: сильная ярость, при которой человек разгневан настолько, что может поменяться цвет его кожи, голос и т. д. И в этом случае развод также является действительным.
Третья стадия: гнев, определяемый как бешенство, когда человек не понимает того, что он говорит, и он подобен сумасшедшему. И ученые считают, что если развод дан в этом состоянии, то он не действителен, так как это болезненное состояние людей, которые приравниваются к сумасшедшим и им подобным.
Необходимо понимать, что никто не дает развод улыбаясь и пребывая в радости. Напротив, ясно: развод дается в гневе. Однако развод, данный по критериям первых двух стадий гнева, — законный и приемлемый.
Что же касается третьей стадии гнева, то передается от Пророка ﷺ, что он сказал:
«لَا طَلَاقَ وَلَا عَتَاقَ فِي إِغْلَاقٍ»
«Нет развода во время сумасшествия, и нет освобождения рабов во время сумасшествия».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 2193, т. 2, с. 446[1].
«Игляк» (إغلاق) — это состояние, когда человек выходит за рамки естества в разряд сумасшествия. У человека полностью закрывается разум, и он не контролирует свои слова и дела: может покончить с собой, выброситься из окна или убить того, кто находится рядом, может творить и говорить все что угодно. В этом состоянии не принимаются его слова о разводе, и именно об этом говорят правоведы, называя это состояние бешенством.
Поэтому все те люди, которые говорят: «Разве правоведы не сказали, что гнев является фактором, не дозволяющим развод», — не понимают, что тут правоведы имеют в виду именно третью стадию гнева — бешенство, выходящее за все рамки естества и реальности. Такой человек подобен сумасшедшему, которому необходимо лечиться.
Ученые также приводят доводом на это слова Пророка ﷺ:
«Над тремя людьми поднято перо: над спящим, пока он не проснется, над ребенком, пока он не повзрослеет, над сумасшедшим, пока он не станет здоровым».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 4398, т. 4, с. 363[2].
Именно данный хадис и используют правоведы по отношению к этому гневу, который подобен сумасшествию. Отсюда мы видим довод на то, что под гневом они понимают именно сумасшествие.
А Аллаху ведомо лучше.