Вопрос № 213:
«Каковы основные и второстепенные признаки хариджитов? В связи с распространившейся ересью в нашей республике очень нужен ваш совет».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
После того как мы обсудили признаки мурджиитов, интересно стало узнать про признаки хариджитов. Эти две секты являются противоположностями друг друга. В каком отношении? Как известно, вначале, во времена сподвижников, появились хариджиты, после чего последовал некий ответ на это нововведение, выразившийся появлением другой секты —мурджиитов. Какое бы нововведение ни появлялось, к сожалению, вслед за ним рождается другое нововведение, являющееся полной противоположностью первому.
Однако в чем же они едины? Вера у них —это нечто цельное, неделимое, в то время как у приверженцев Сунны и единства вера имеет степени. У мурджиитов, какое бы деяние человек ни совершил, вера его не нарушается. У хариджитов, наоборот, какое бы деяние человек ни совершил из запретного, это нарушает всю его веру. Обе секты придерживаются крайности.
Что же касается приверженцев Сунны и джама’ата, то они говорят, что есть деяния, нарушающие всю веру, и деяния, нарушающие лишь часть веры. Они утверждают, что у веры есть степени, и существуют деяния, нарушающие ее совершенство, а также имеются те, которые нарушают ее обязательные части, но остается основа; и есть деяния, которые нарушают ее основу. Однако, к этому не смогли прийти ни хариджиты, ни мурджииты.
Каковы же основные признаки хариджитов?
Первый: обвинение в неверии за грехи. Такие грехи, как, например, человек пьет спиртное, занимается риба (ростовщичество), ворует и т. д., не являются неверием, выводящим человека из Ислама до тех пор, пока он это не посчитает разрешенным. Если он считает эти деяния запретными, но все же совершает их, то это не является неверием, однако это —большой грех. У хариджитов нет большого и малого греха. У них есть понятие совершаемого греха, который нарушает веру полностью. То есть они выносят обвинение в неверии за любой грех.
Второй: иман является чем-то цельным. Они считают, что если нарушается одна его часть, то нарушается и вся остальная.
Третий: дозволенность вооруженного выхода против правителя мусульман. Даже если этот правитель является несправедливым, преступником, фасикъом, они считают, что необходимо выйти против этого правителя и сражаться с ним, что, конечно же, противоречит мнению приверженцев Сунны.
Если правитель —мусульманин и не совершает явных поступков неверия, но допускает какие-то грехи или является несправедливым, то запрещается выходить против него. Но это не означает, что надо быть согласным с его грехами или с несправедливостью. Если он повелевает греховное, ты не имеешь право совершать греховное, которое он тебе повелевает. Однако ты не выходишь и не восстаешь против него.
Четвертый: абсолютно никого не оправдывают по невежеству.
В этом вопросе есть исключения, зависящие от различных обстоятельств, поэтому нельзя сказать полностью, что нет никакого оправдания. Понятно, что в основе своей оправдания нет, но в правилах есть исключения, как, например, те, которые недавно приняли Ислам, живут далеко от мусульман, далеко от знаний. Такие люди, как исключение, имеют какие-то причины для оправдания. Однако для хариджитов нет никаких причин для оправдания.
Пятый: обвинение в неверии каждого, кто судил не по закону Аллаха. Они берут аят, в котором сказал Всевышний Аллах:
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими».
[Сура «аль-Маида», аят 44]
После этого они не смотрят ни на какие исключения. Однако этот же аят приходит также с другой концовкой. Аллах, Пречист Он и Возвышен, говорит:
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками».
[Сура «аль-Маида», аят 45]
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами».
[Сура «аль-Маида», аят 47]
Исходя из трех упомянутых аятов, понимается, что в этом вопросе есть нюансы, где человек может оказаться неверным, если сделает подобное, а также может стать несправедливым, либо нечестивцем. Так, например, если кто-то судит не по тому, что ниспослал Аллах, в каком-то частном деле, из-за взятки или из-за того, что подсудимый — его родственник, то, конечно, мы не называем его неверным за это. У хариджитов же все без исключения являются неверными.
Шестой: легкость, с которой эта секта дает обвинения в неверии. Это распространяется как на личности, так и на целые народы, общины или организации. Они с легкостью обвиняют в неверии, в то время как Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе:
«Если человек скажет своему брату: «О неверный!» — это вернется к одному из них».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 6103, т. 8, с. 26.
Седьмой: выводят из Ислама того, кто совершает греховные малые деяния и упорствует в них, то есть не оставляет их.
Это основные признаки, по которым можно отличить хариджитов.
А Аллах, Пречист Он и Возвышен, знает лучше.