Ответы на вопросы

Шарх хадиса про образ Адама, мир ему

Вопрос № 232:
«Имамы аль-Бухари и Муслим передали хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах создал Адама по Своему образу, и он был ростом 60 локтей». Как понимать слова: «…создал по Своему образу»? Я боюсь стать уподобленцем и боюсь отрицать хадис. Разъясните это, пожалуйста»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим в своих достоверных сборниках[1], так что мусульмане не сомневаются в истинности этого сообщения. Однако относительно его значения мнения ученых разделились.

Первое мнение — его озвучили имамы Абу Саур, Ибн Хузейма и некоторые другие. Они сказали, что в выражении «عَلى صورَتِهِ» (по образу его) местоимение относится не к Аллаху, а к Адаму. И они приводили еще один хадис, где используется то же выражение, и утверждали, что местоимение в нем следует возвращать к началу сообщения. Что это за хадис, на который они ссылались?

У имама Муслима передается, что Пророк ﷺ сказал:

«Если один из вас будет сражаться со своим братом, пусть избегает его лица. Поистине, Аллах сотворил Адама по его образу».

— Сахих Муслима, хадис № 2612, т. 8, с. 32.

 Исходя из данного хадиса они сказали, что речь идет об образе того человека, которого хотят ударить, и нельзя бить его по лицу, потому что Аллах сотворил Адама по его образу. То есть если ты бьешь человека по лицу, ты бьешь того, кто сотворен по образу Адама. Это первое мнение в этом вопросе.

Второе мнение — это мнение большинства ученых: имама Ахмада, шейх аль-Исляма Ибн Таймийи и многих других. Некоторые даже посчитали его единственным. Они сказали, что это местоимение относится к Всевышнему Аллаху, а не к Адаму, мир ему, и не к тому, о ком идет речь в начале второго хадиса, потому что в другом хадисе, который приводят имамы аль-Бухари и Муслим, передается, что Пророк ﷺ сказал: «Он создал его по Своему образу, и его рост 60 локтей», — и дальше идет остальная часть хадиса. Это указывает на то, что местоимение относится к Аллаху, то есть Аллах сотворил Адама по Своему образу.

Что же означает этот хадис? Этот хадис, как и другие хадисы, в которых упоминаются атрибуты Всевышнего, означает, что у Аллаха есть образ. И в этом не сомневается никто из Ахлю Сунна. Если нечто существует, — т. е. это не просто какая-то идея, какая-то мысль, — то у него без сомнения должен быть какой-то образ. А Аллах безусловно существует и Он рассказал нам о Своем образе и Своих атрибутах в Своей Книге и в Сунне Своего Пророка ﷺ, довел до нас некоторые знания о Себе, например:

  • что у Него есть Лик;
  • что у Него есть Руки;
  • что Он смеется;
  • что Он гневается;
  • что Он милует и т. д.

У Него есть определенные атрибуты, и у человека тоже есть определенные атрибуты. И в этом хадисе имеется в виду, что у Аллаха есть образ и что Он также дал человеку слух, зрение, понимание, лицо, руки; у Аллаха все это есть, но так, как подобает Творцу. Это обязательное уточнение, потому что этот хадис многие переводят неправильно, говоря: «Аллах сотворил Адама по Своему подобию». Это неправильный перевод, Он сотворил Адама не по Своему подобию, Он сотворил Адама по Своему образу. В арабском языке слово «الصُّورَة» — это образ, а не подобие.

У Аллаха есть некий образ, в существовании которого мы не сомневаемся. Мы признаем те Его качества и атрибуты, которые до нас дошли, не даем им искаженного толкования и не отрицаем их, как это делают нововведенцы. Но необходимо понимать, что между атрибутами Творца и атрибутами творения существует огромная разница, так как сказал Всевышний Аллах в Коране:

لَيۡسَ كَمِثۡلِهِۦ شَيۡءٞۖ وَهُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلۡبَصِيرُ ١١

«Нет ничего подобного Ему»
[сура «аш-Шура», аят 11].

Совокупность текстов Священного Корана и достоверной Сунны об атрибутах Аллаха мы понимаем следующим: «Нет сомнения в том, что у Всевышнего Аллаха есть атрибуты, но они не подобны атрибутам Его творений». И это более правильное мнение в этом хадисе.

А Аллаху известно лучше.

Полную версию (подробнее) вы может прослушать в аудио формате.