Вопрос №211:
Назовите основные и второстепенные признаки мурджиитов. В связи с распространившейся у нас в местности ересью очень необходим ваш ответ.
بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного дня.
Тема мурджиизма является сегодня распространенной. Многие говорят об этой секте, обвиняют кого-то в приверженности этой секте, но, к огромному сожалению, большая часть из тех, кто говорит об этом, не имеет представления о том, что это за секта и каковы ее основные признаки.
В данном формате ответа невозможно полностью раскрыть сущность этой секты, однако мы упомянем несколько признаков и качеств, по которым можно узнать мурджиитов или же попавших в их сети, даже если они не являются мурджиитами.
Не обязательно человек, который обладает одним из этих качеств, является мурджиитом. Однако вполне может быть, что в нем есть какое-то качество мурджиитов, он попал в их сети и говорит их слова, а на самом деле не является одним из них по убеждениям.
Первый признак: вопрос имана. Это самый главный вопрос, в котором разногласят мурджииты с приверженцами сунны. Мы знаем, что приверженцы Сунны и единства во все времена говорили, что иман — это вера в сердце, высказывание устами и деяние частями тела. Что же касается мурджиитов, то они говорят, что иман — лишь вера в сердце, и этого достаточно. Несомненно, это является признаком данной секты и нововведением.
К сожалению, многие сегодня говорят: «Я верую в сердце», — совершая при этом запретное и оставляя обязательное. Такие люди не понимают, что это является высказыванием секты мурджиитов.
Второй признак: мурджииты говорят, что иман не увеличивается и не уменьшается, что в его основе люди одинаковы.Увеличивается лишь набожность, страх перед Всевышним Аллахом, в то время как приверженцы Сунны и единства во все времена говорили, что иман увеличивается благими деяниями и уменьшается скверными, на что есть много доводов из Корана и Сунны.
Сказал Всевышний Аллах в Коране:
فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَزَادَتْهُمْ إِيمَانًا
«Что же касается тех, которые уверовали, то она [эта ниспосланная сура] увеличила их веру»
[сура «ат-Тауба», аят 124].
Также сказал Всевышний Аллах в другом аяте:
هُوَ ٱلَّذِيٓ أَنزَلَ ٱلسَّكِينَةَ فِي قُلُوبِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ لِيَزۡدَادُوٓاْ إِيمَٰنٗا مَّعَ إِيمَٰنِهِمۡۗ
«Он — Тот, который низвел успокоение в сердца верующих, чтобы они прибавили веру к своей вере»
[сура «аль-Фатх», аят 4].
Что же касается уменьшения имана, то в Коране нет на это довода, однако ученые сказали: то, что увеличивается, имеет природу уменьшаться.
Однако в Сунне Пророка ﷺ имеются доводы на то, что иман уменьшается, и этого достаточно. Передается от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не видел я никого из тех, кому недостает ума и религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!» Женщины спросили: «О Посланник Аллаха, в чем же заключается наше несовершенство в религии и недостаток ума?» Он сказал: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины? Это и указывает на недостаток ее ума. А разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда у нее начинаются месячные? А это указывает на ее несовершенство в делах религии».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 304, т. 1, с. 68; Сахих Муслима, хадис № 79, т. 1, с. 61.
Третий признак: оставление абсолютно всех деяний у мурджиитов не считается неверием. Если человек не совершает ничего из предписаний этой религии, а просто называет себя мусульманином, они тоже называют его мусульманином, хотя, на самом деле, он не может им быть. Человек не может быть верующим, если он оставляет все деяния.
Четвертый признак: они считают, что неверие — это только то, что происходит в сердце человека. Если он в сердце что-то отрицает или считает дозволенным то, что запретил Всевышний Аллах, то он становится неверным, однако в деяниях он не может стать неверным.
Если человек поклонился идолу, надел на себя крест, бросил Коран в неподобающее место и совершает тому подобные поступки, они говорят: «Мы не знаем, что у него в сердце», «Надо спросить, что у него в сердце», «Может, у него в сердце что-то другое», «Он не это имел в виду» и так далее. Они дают этому оправдание, хотя неверие, как и вера, бывает в убеждениях, в словах и в делах.
Если человек совершает эти деяния преднамеренно, даже если в сердце он считает это неправильным, то только одно подобное деяние выводит его из Ислама. Если он произносит слова неверия преднамеренно, то даже если он в сердце говорит, что это неправильно, этого недостаточно. Он становится неверным, если только его не заставили или он сказал по ошибке, но это уже другие вопросы.
Пятый признак: они считают деяния условием совершенства веры, но не считают условием приемлемости. Что это означает? Они говорят, что деяния, которые совершает человек, являются условием для совершенства его веры. Если он их не совершает, то он оставил нечто из совершенства, но это не выводит его из Ислама.
#Приверженцы же Сунны утверждают, что деяния бывают разными. Есть деяния, которые являются условием совершенства, как поступок человека, который идет по улице и видит то, что мешает людям на дороге. Это тоже является из имана, и доводом на это служит известный хадис от Посланника Аллаха ﷺ, который сказал:
«Вера включает в себя более семидесяти ответвлений. Лучшим из них является произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха», наименьшим — устранение с пути того, что может повредить людям, а стыдливость — одно из ответвлений веры».
— Сахих аль-Бухари, хадис № 9, т. 1, с. 11; Сахих Муслима, хадис № 35, т. 1, с. 46.
Пророк ﷺ назвал иманом убирать с дороги то, что мешает людям. Человек, который едет по дороге, видит, что на ней что-то лежит и мешает людям. Он проехал, не остановился, не убрал это с дороги. Можно ли сказать, что этот человек потерял иман? Конечно, нельзя. Но он оставил благодеяние. Если бы он сделал это благодеяние, его иман был бы совершеннее.
Поэтому есть из деяний то, что является условием совершенства, а есть из деяний то, что является условием действительности. Если человек, например, совершил неверие, то он нарушил свой иман полностью. В данном значении это тоже является признаком мурджиитов.
Шестой признак: они говорят, что иман — это то, что человек говорит словами, и только. Если он только говорит, но ничего не делает и не верит в это, они считают его верующим и обладателем имана.
Конечно, таких признаков больше, однако мы упомянули основные, которыми известна секта мурджиитов.
А Аллаху ведомо лучше.