Вопрос № 243:
«Мой родной брат взял деньги в долг под проценты и выплачивал их. Слава Всевышнему, он покаялся и принял ислам, начал молиться и изучать религию. Он уже заплатил по этому долгу больше денег, чем взял, но кредитор требует с него оплатить первоначальный долг и процент до принятия им ислама. Может ли брат потребовать от кредитора, чтобы он вычел из основного долга проценты, заплаченные раньше?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Мы не раз говорили, что ростовщические сделки — это великий грех, и Аллах объявил войну людям, совершающим его. Поэтому, несомненно, ваш брат допустил большую ошибку, взяв ссуду под проценты. Но если человек принимает Ислам, Аллах прощает ему все, что он сделал до этого.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَإِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ
«Если вы покаялись, то вам остается ваш изначальный капитал, чтобы вы не поступили несправедливо и чтобы с вами не поступили несправедливо»
[сура «аль-Бакъара», аят 279]
Поэтому в данной ситуации ваш брат должен вернуть только изначальную сумму долга. Что же касается тех процентов, которые набежали, он не должен их отдавать, на что ясно указывает этот аят. Исключение возможно только в случае принуждения, например, если он взял кредит в банке или какой-то официальной организации и в случае невыплаты процентов его могут посадить в тюрьму или существует какая-то иная угроза его жизни и здоровью. В таком случае он вынужден отдать эти проценты и на нем нет за это греха.
Но если ростовщическая сделка была заключена с каким-то человеком, то согласно тексту приведенного аята, ему достаточно отдать только изначальную сумму долга, а выплачивать проценты по этому долгу он не обязан. Причем не просто не обязан — он не имеет права этого делать, поскольку выплата процентов — это риба, это запрещено Аллахом. Тому, кто совершает любые сделки, содержащие риба, объявили войну Аллах и Его Посланник ﷺ.
Если человек взял, например, 1 000 000 с условием, что через год вернет 1 250 000, то после того как он покаялся, он должен отдать только 1 000 000; отдавать еще 250 000 сверху он не имеет права, потому что это является риба и это запрещено.
Может ли этот брат потребовать от кредитора, чтобы тот вернул проценты, выплаченные раньше, если общие выплаты уже превысили изначальную сумму долга?
Если согласно заключенной ростовщической сделке он взял в кредит, например, 1 000 000 с условием возврата через год 1 250 000 и к моменту своего покаяния выплатил, например, 1 100 000, то он имеет право потребовать вернуть ему 100 000, если у него есть такая возможность. Из вопроса непонятно, с кем именно была заключена сделка. Если он взял кредит в банке или в какой-то бизнес-компании, то, скорее всего, он не сможет забрать у них эти деньги в стране, где нет шариатских судов и механизмов для выполнения их решений. Он может потребовать у них вернуть эти деньги, но если же они не вернут, то в Судный День он перед Аллахом заберет у них все, что принадлежит ему по праву.
Дозволено ли в этом случае забрать деньги у кредитора?
Скорее всего, подобные вопросы возникают у братьев, проживающих в странах, где нет шариатского правления. Из вопроса непонятно, как вы предполагаете это делать. Силой? Мы не советуем прибегать к каким-то агрессивным действиям и силовым решениям проблемы. Нужно искать другие рычаги влияния: родственников, знакомых, авторитетных людей, имамов мечетей.
Если некий человек занимается риба, нарушает права людей и не реагирует ни на какие увещания и предупреждения, можно во всех мечетях объявить его имя, чтобы люди знали, что с этим человеком нельзя иметь никаких дел. Можно донести до людей, что он является явным преступником, чтобы никто не заключал с ним ни торговых, ни иных сделок и не отдавал своих дочерей замуж ни за него, ни за его сыновей.
А Аллаху известно лучше.