Вопрос №50:
Можно ли совершать джум’а за имамом, который после этого совершает обеденную молитву зухр?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Что касается имама, который совершает молитву зухр после джум’а, — скорее всего, он относится к мазхабу имама Шафи’и e, потому что это мнение есть в данном мазхабе.
Объяснение этому мнению таково: они считают, в мазхабе имама Шафи’и e, что запрещается молиться в какой-то мечети в городе или населенном пункте, кроме как в соборной. Единственная мечеть, где совершается молитва джум’а, — это соборная мечеть аль-Джами’. Все остальные мечети должны быть закрыты в это время, и все люди должны прийти в это место и совершать там молитву. Никто в Медине не делал джум’а в другом месте, кроме как с Пророком ﷺ, хотя были мечети в Медине и кроме мечети Пророка ﷺ, но никто не делал молитвы джум’а, кроме как с ним.
Однако когда исламская умма увеличилась и стало не хватать соборных мечетей — города стали большими, то назрела необходимость открывать больше соборных мечетей. В одном городе раньше была одна соборная мечеть, потом, в течение лет и веков, начали открываться по нескольку — могло быть 10 соборных мечетей, или 20, или 50, как мы это видим сегодня в некоторых столицах исламских стран, потому что в одной соборной мечети просто невозможно собрать всех мусульман.
Поэтому ученые мазхаба имама Шафи’и e сказали: «Раз не могут собраться люди в одной мечети и сделать джум’а вместе, то из-за боязни того, что эта джум’а у них не примется, потому что они не делают ее вместе, как это является узаконенным для мусульман, мы делаем зухр — предохраняя свою молитву. Если вдруг не принялась джум’а, то пускай хотя бы мы сделаем зухр. Эта обеденная молитва в любом случае примется, потому что мы ее делаем без какого-то обуславливания ситуациями присутствия кого-то или отсутствия». Это является их основным доводом, почему они делают зухр после джум’а.
Однако является ли этот довод приемлемым? Во-первых, это состояние, которое возникло во времена больших имамов, таби’инов и тех, которые были после них: необходимость молиться людям в разных соборных мечетях. Необходимость уже была тогда, но большинство имамов не считали это проблемным, потому что сама данная необходимость дозволяет подобное действие, и они не считали это проблемным в этом поклонении.
Поэтому люди совершают молитву в соборных мечетях, которые у них есть, и им не является обязательным совершать зухр. Однако тем имамам, которые посчитали правильным именно вот это мнение шафи’итских ученых, мы не делаем большого порицания. Такое мнение есть в мазхабе, оно имеет какое-то объяснение, даже если это объяснение не совсем сильное, но оно есть, поэтому мы не делаем из этого большую проблему, не называем из-за этого людей нововведенцами и заблудшими — ни в коем случае.
Вопрос имеет разногласие, в мазхабе имама Шафи’и, да помилует его Аллах, оно имеется, есть какое-то объяснение (слабое или сильное — это другой вопрос); на основе этого мы не выносим решения о нововведении или грехе. Конечно же, более сильное мнение — не делать эту молитву, делать джум’а в той соборной мечети, где ты живешь, или где тебя застала эта молитва, и этого достаточно.
Поэтому, если человек делает эту молитву после пятничной, нет проблем. Это не выводит его из ислама, из Ахлю Сунна, из каких-то норм шариата. Да, он принял, может быть, мнение, менее сильное, которое является «слабым», однако это не означает, что он вышел за рамки шариата, стал грешником или нововведенцем.
А Аллаху известно лучше.