Вопрос №86:
Мы опоздали в мечеть на коллективную молитву. Нас было трое, и мы помолились джама’атом. После нашего намаза к нам подошел имам и сказал, что если группа мусульман опоздала на коллективную молитву в мечеть, где есть имам, то они уже не должны делать намаз в джама’ат, то есть надо молиться по одному. Разъясните, пожалуйста, так ли это?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
У ученых есть несколько мнений по поводу того, разрешается ли опоздавшим на коллективную молитву совершать ее вторым джама’атом.
Те ученые, которые сказали, что это разрешается, берут довод из истории Абу Бакра. Когда пришел один человек, опоздавший на молитву, Пророк ﷺ сказал сподвижникам:
«من رجل يتصدق على هذا فليصلّ معه»
«Кто сделает милостыню этому человеку?»[1], и встал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и помолился с ним. Известно, что минимальный джама’ат — это два человека. Таким образом, они сделали второй джама’ат после первого.
Другая группа ученых говорит, что довод, который приводят эти ученые, направлен, наоборот, против них. Потому что если бы это было дозволено, то Пророк ﷺ не говорил бы: «Кто сделает ему садака?», они и так встали бы и сделали с ним намаз вторым джама’атом. Ведь это было бы известно среди сподвижников, что тот, кто опаздывает, может сделать вторым джама’атом. Однако, раз это не было их обычаем, то Пророк ﷺ побуждал их сделать садака этому человеку в виде совместной с ним молитвы. Поэтому они считают данный хадис индивидуальным для этого человека, не относящимся ко всем мусульманам.
Также они говорят, что если бы это было известно из Сунны нашего Пророка ﷺ или из жизни наших сподвижников, то до нас бы дошло в большом количестве. Ведь бывает, что люди опаздывают на молитву по тем или иным шариатским причинам (речь идет именно о шариатских причинах), так как сподвижники не могли опаздывать никак иначе, и это происходило, наверняка, достаточно много раз. И раз до нас не дошло, что они делали второй джама’ат, а по хадису вторые ученые сделали вывод, что, в основе своей, если человек опоздал на джама’ат намаз, то совершает молитву один, — то в таком случае это не практикуется и нами.
Также они приводят предание, которое упоминается в муснаде имама Шафи’и, да помилует его Аллах, что когда сподвижники опаздывали на молитву…
«إذا فاتتهم الجماعة صلّوا في المسجد فرادى»
— «каждый молился сам по себе»[2], либо же они возвращались к своим семьям и молились с ними. Аллаху ведомо лучше, но это мнение является более сильным.
Если же мечеть является дорожной, то нет проблем совершать в ней сколько угодно коллективных молитв разными группами, соответственно тому, кто пришел к ней во время своего путешествия. Самое главное, чтобы не было двух джама’атов в одно время. Если зашли люди и застали джама’ат молитву, то пусть они присоединятся, и не надо начинать молитву вторым джама’атом при наличии первого.
Если же мечеть соборная, районная или сельская, то лучше всего совершать один джама’ат в этой мечети, и те, кто опоздал, совершают молитву сами по себе.
Здесь еще надо добавить, что если мы говорим про это мнение, несомненно, это приведет к тому, что люди будут уважать первый джама’ат, смотреть на него с превосходством, стремясь на него попасть. И тот, кто не совершил молитву в этом джама’ате, несомненно, упустил огромную награду. Однако, если мы скажем, что есть второй и третий джама’аты, то это, к сожалению, приведет к тому, что многие будут проявлять небрежность к первому джама’ату, а тот, кто опоздал по шариатским причинам, пускай делает со своей семьей либо один.
А Аллаху ведомо лучше.