Вопрос № 186:
«Можно ли женщине совершать намаз без носков, босиком?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Большинство ученых запрещают молиться женщине без носков. Доводом на это они приводят хадис, где Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, спросила нашего Пророка ﷺ: «Может ли женщина молиться в рубахе и покрывале, но без изара?» Пророк ﷺ сказал:
«Да, если рубаха ниспадает так, что скрывает верхнюю часть ее стоп».
— Сунан Абу Дауда, хадис № 640, т. 1, с. 297; Муатта Малика, асар № 379, т. 1, с. 204.
Этот хадис является доводом у большинства ученых, потому что здесь приводится именно тема стоп женщины.
Однако в иснаде этого хадиса есть женщина Умм Мухаммад ибн Зайд, о которой сказал имам аз-Захаби и другие имамы, что она не известна. В цепочке данного хадиса имеется человек, который неизвестен, а мы знаем, что хадисы Пророка ﷺ передаются нам только через тех людей, о которых собрана подробная информация и которые являются заслуживающими доверия.
Ученые, использующие данный хадис как довод, на это отвечают, что обычно информация о женщинах скрыта от посторонних мужчин. В мусульманской среде принято, что только близкие родственники: отец, брат, муж или сын — знают подробные детали о своих женщинах. Однако для чужих мужчин подобная информация является недоступной. Поэтому женщина, которая имеет место в данной цепочке передатчиков, не известна не из-за того, что она под сомнением и считается слабой передатчицей, а потому, что ее биография скрываема среди мусульман.
Вторая проблема этого хадиса заключается в том, что он «موقوف» [маукъуф], — то есть он не доходит до Пророка ﷺ, а доходит только до Умм Салямы[1]. Не она спросила Пророка ﷺ, а спросили об этом ее саму, соответственно, и ответ принадлежит ей, а не Посланнику Аллаха ﷺ. И более сильное мнение заключается в том, что эти слова на самом деле не являются хадисом от Пророка ﷺ, а являются высказыванием Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах.
Однако большинство ученых утверждает, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, не могла сказать подобное от себя. Поэтому данное предание имеет статус хадиса Пророка ﷺ, как на это указал имам Сан’ани, да помилует его Аллах. Но на это есть возражение: почему бы она не могла сказать подобное от себя? От себя сподвижники не могут сказать что-либо в вопросах, которые касаются сокровенного, получения награды или наказания. Однако здесь мы обсуждаем вопрос, который имеет отношение к женщинам и к их одежде, и сделать иджтихад в этих вопросах могла любая сподвижница.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: сильное мнение заключается в том, что упомянутый хадис не является доводом в этом вопросе по двум причинам:
- во-первых, в цепочке передатчиков присутствует неизвестный человек, а это Умм Мухаммад ибн Зайд ибн Мухаджир;
- во-вторых, это не хадис, а асар, то есть предание от Умм Салямы, и не доходит до нашего Пророка ﷺ.
Именно поэтому мазхаб имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах, считает, что если женщина молится без носков у себя дома, вдали от чужих мужчин, — то нет в этом проблем. Это мнение также выбрал Шейх аль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах.
Однако, чтобы выйти из разногласия, будет лучше, если женщина станет молиться в носках. Большая часть ученых обязывает к этому, и если это не затруднит женщину, то является лучшим, если она наденет носки. Если же она ранее молилась без носков, то ее молитва действительна, и мы не скажем, что она не принимается, так как хадис является «слабым».
А Аллаху ведомо лучше.