Вопрос №76:
Стоит ли мне уступить место в первом ряду молящихся человеку, который старше меня, хотя я занял это место, придя заранее?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые разногласят по поводу того, нужно ли уступать первое место в ряду молящихся либо можно придержать его за собой.
Некоторые сказали, что нельзя его уступать, потому что есть правило в шариате «لا إثار في القرب» – «не отдавайте свое поклонение», то есть нельзя предпочитать кого-то себе в вопросах поклонения. Исходя из этого правила, они считают, что человек не может кому-то отдавать предпочтение в этом поклонении, когда он сам может его сделать. И если спрашивающий встал в первый ряд, то, кто бы ни пришел, он не уступает свое место, потому что это его поклонение.
Другая часть ученых утверждает, что это является возможным только для отца. Если, например, человек стоит в первом ряду, и зашел его отец, который также ищет место впереди, то сын может уступить, при желании отца.
Третья часть ученых полагает, что он может уступить это место для человека, который является лучшим в чем-то: либо в знаниях, либо это один из почитаемых им родственников: дядя или дедушка, либо тот, кто имеет авторитет в этом обществе, и так далее. Таким образом, он имеет свое право отдать тому, кому пожелает.
Доводом на это является хадис, где Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, как об этом известно в достоверных сборниках Бухари[1], да помилует его Аллах, и Муслима[2], да помилует его Аллах, однажды встал на обязательную молитву имамом в отсутствии Пророка ﷺ. И когда Посланник Аллаха ﷺ вошел, то стоявший в молитве Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, отступил назад, несмотря на то, что Пророк ﷺ показал ему рукой, чтобы тот оставался на месте и продолжал молитву. На данном этапе из этого следует, что сам Пророк ﷺ утвердил это, и Абу Бакр имел больше права стоять на том месте, чем кто-либо другой. Но, несмотря на это, он это право оставил ради Пророка ﷺ. Когда же он спросил его: «Почему ты оставил это место? Я же тебе дал знать, чтобы ты оставался там же и продолжал молитву», Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не подобает ибн Абу Кухафе стоять перед Пророком». Это было его правом, но он его оставил ради Мухаммада ﷺ, считая, что он не должен стоять перед ним имамом.
Поэтому некоторые сделали вывод, что если, даже будучи имамом, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, уступил свое место тому, кого он уважает, почитает, считает лучшим, то что говорить о том, кто просто стоит в первом ряду, который тем более имеет права уступить место тому, кого он уважает.
А Аллаху ведомо лучше.