Вопрос № 159:
Как известно, в России нельзя ездить без страховки на автомобиль, в противном случае выписывают штраф. Можно ли в таком случае страховать свою машину?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые выделили два вида страхования: коммерческое и исламское.
Первый вид: коммерческое страхование, к которому относятся страхование жизни, автомобиля, здоровья, дома, поездки, приобретенных товаров и многого другого, что можно наблюдать сегодня практически везде, в самых разных сферах повседневной жизни. Этот вид страховки запрещен, так как в нем много неприемлемых для мусульман действий: например, ростовщичество «ар-Риба», покупка неизвестного, обман, азарт и «игра с судьбой».
Кто-то может спросить: «Какое отношение эта страховка имеет отношение к ар-Риба?» Нам известно, что проценты бывают нескольких видов, и один из них — когда деньги дают человеку, который затем возвращает больше полученной суммы, как это и бывает со страховкой. Человек может застраховать машину, например, за сто долларов на год, и если произошла авария, то ему выплачивают тысячу долларов. Это и есть ростовщичество — «ар-Риба».
Что касается «игры с судьбой», то известно, что в таких видах страхования компания использует страхи людей и берет деньги за то, что неизвестно. Что произойдет в течение года, никому не известно, кроме Аллаха, Свят Он и Велик. И это похоже на жребий или является подобием азартных игр.
Что касается оплаты неизвестного, то тут и так все ясно: конкретно не понятно, что человек получит за потраченные деньги. Например, если 50 человек дали по сто долларов страховой компании за свои автомобили, то фирма получит пять тысяч долларов. Через год, согласно статистике, в аварию попадут два или три человека, после чего компания оплатит им ущерб, остальные же 47 человек заплатили непонятно за что. Деньги им обратно никто возвращать не будет. Поэтому коммерческое страхование является запретным, однозначно.
Доводом на запретность незаконного поедания имущества людей являются слова Всевышнего Аллаха:
يا أَيُّهَا الَّذينَ آمَنوا لا تَأكُلوا أَموالَكُم بَينَكُم بِالباطِلِ
«О те, которые уверовали! Не пожирайте ваше имущество между собой незаконно».
[Сура «ан-Ниса», аят 29]
Также сказал Всевышний Аллах в Коране:
يا أَيُّهَا الَّذينَ آمَنوا إِنَّمَا الخَمرُ وَالمَيسِرُ وَالأَنصابُ وَالأَزلامُ رِجسٌ مِن عَمَلِ الشَّيطانِ فَاجتَنِبوهُ لَعَلَّكُم تُفلِحونَ
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее — быть может, вы преуспеете».
[Сура «аль-Маида», аят 90]
Все эти причины, которые мы перечислили выше, имеют место в данном виде страхования, и, соответственно, от этого надо отдаляться.
Второй вид: исламское страхование. Оно имеет место в некоторых исламских странах, и в нем не преследуется коммерческая выгода.
Например, те же 50 человек скажут: «Мы даем по сто долларов, и, если с кем-то из нас случится беда: сгорит дом, постигнет авария, болезнь и т. д., — то из этого бюджета оплачиваем нужды пострадавшего». В подобном случае это дозволено. Люди вложились в общий бюджет, и через год хранитель суммы проведет итоговый отчет: сколько кому было выделено на нужды после аварии, или на лечение, или на восстановление дома после пожара и т. д. Оставшиеся же деньги возвращаются вкладчикам, или же, при их желании, средства продолжают храниться у этого человека.
Это исламское страхование, и оно является своего рода милостыней. Если же этим занимается компания, то они получают деньги за то, что хранят чужие деньги и ведут счет, — и в этом нет проблем.
Исламский вид страхования на уровне частных лиц или в исламских компаниях дозволен для мусульман. Например, в большой семье несколько братьев скидываются каждый месяц по сто долларов, и если кому-то в их семье будут нужны деньги, то каждый может взять из этой суммы. Это приравнивается к милостыне своим близким. Когда заканчивается год, они могут забрать свои деньги или же продолжить хранить их для чрезвычайного случая.
Также важно, чтобы у компании, которая заявляет, что она является исламской страховой компанией, обязательно была шариатская комиссия со знающими людьми, которые компетентны в этом вопросе.
Что же касается стран, где страхование является принудительным, где ты должен страховать купленную машину, дом, здоровье, или же при въезде в страну требуют обязательное страхование, — то в этом случае мусульманин вынужден, так как у него нет иного выхода, пройти страхование. Поэтому тот, кто принужден к этому, должен делать это не с намерением заключения договора с компанией, а с тем, что вынужден и отдаляет от себя несправедливость. И эти деньги в Судный день он заберет у них обратно, потому что они несправедливо взяты у него.
Что же касается выплаченных за страховой случай денег — например, за дом, который сгорел, или машину, которая попала в аварию, — то у ученых есть два мнения на этот счет.
Первое: можно взять ровно столько, сколько ты заплатил за страхование. Например, ты заплатил им тысячу долларов, а выплатили они тебе две тысячи, и ты берешь только то, сколько ты заплатил им, и не больше этой суммы.
Второе: ты забираешь всю сумму, но для себя используешь только то, что ты заплатил им, а остальное тратишь на общие нужды мусульман. Не надо оставлять им деньги, но надо их потратить на общие нужды, такие как стройка дорог, мостов, выкуп несправедливо осужденных из тюрем и тому подобное. И нельзя на эти деньги строить мечети, покупать Кораны, религиозную литературу требующим знания, тратить их на призыв к религии и так далее. Это, несомненно, более сильное мнение.
А Аллаху ведомо лучше.